13 марта 2020 года в ГОУ ЛНР «Лозовская вечерняя (сменная) школа» прошел районный семинар-практикум для учителей английского языка по теме «Функциональная грамотность как показатель качества образования. Роль кабинета английского языка в формировании “soft skills” и универсальных учебных действий».
Открыла семинар методист ГБУ ЛНР «Славяносербский методический кабинет» Екатерина Иваненко словами приветствия педагогам района, администрации и учителям Лозовской школы с пожеланием успешной работы семинара. Директор ГОУ Наталья Мельник ознакомила гостей с направлениями работы школы и интересными фактами из истории ее основания.
Руководитель районного методического объединения учителей английского языка Славяносербского района, учитель английского языка Лозовской школы Татьяна Таужнянская выступила с докладом «Функциональная грамотность как показатель качества образования». Основная идея доклада состояла в том, что школа должна давать определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Но хорошая школа должна привить навыки решения реальных жизненных проблем и самостоятельной работы с информацией. Это и называется «функциональной грамотностью». Учителя английского языка обсудили предложенную во время доклада таблицу развития у детей так называемых “soft skills” (мягких навыков: умение договариваться, принимать решения, управлять, достигать результата, соблюдать сроки и т.д.), которые и обеспечивают достижение функциональной грамотности.
Вторым пунктом программы работы семинара была презентация на тему: «Роль кабинета английского языка в формировании “soft skills” и УУД». Учитель английского языка школы рассказала о создании в 2014 году кабинета в рамках районного смотра-конкурса кабинетов, представила коллегам материальную базу в виде постоянных и сменных стендов, карт англоязычных стран, авторских дидактических материалов и разработок систем упражнений для лучшего усвоения лексики, акцентировав внимание на том, что плакаты, фотографии, символика стран изучаемого языка вызывают живой интерес учащихся, мотивируют их к познавательной деятельности, способствуют нравственному и эмоциональному развитию учащихся. Стилизованное оформление кабинета создает атмосферу другой страны с целью познания ее культуры, ценностей традиций, праздников, истории.
Мастер-класс «Технология развития критического мышления как составляющая реализации Государственного образовательного стандарта» был организован с целью демонстрации использования на различных этапах урока приемов технологии развития критического мышления: отсроченная догадка, стратегия решения проблем «ИДЕАЛ», «кроссенс», графическая систематизация учебного материала (таблица). В ходе мастер-класса Татьяна Владимировна поделилась опытом развития компенсаторных умений учащихся (способность выходить из трудного положения при дефиците языковых средств), развития логического и ассоциативного мышления у детей. На примере материала мероприятия коллеги рассмотрели моменты, которые позволяют формировать у подростков миролюбивое и оптимистическое мировоззрение, приверженность к законопослушному образу жизни, понимание невозможности получать блага жизни без ответственности и обязанностей перед семьей и обществом.Еще одним событием районного мероприятия стал открытый урок
английского языка в 9 классе «В картинной галерее». Необычная экскурсия познакомила ребят и гостей школы с забавными фактами из жизни великих художников, побудила к размышлению о любимых прекрасных полотнах мастеров разных эпох и жанров. Особенно оживила урок театрализация рассказа американского писателя О. Генри «Последний лист».
Завершилась работа семинара подведением итогов за круглым столом, коллеги выразили свое мнение о проведенных мероприятиях. Педагоги приняли решение с целью обеспечения учащихся необходимыми навыками для успешного будущего руководствоваться предложенной в ходе работы семинара информацией о функциональной грамотности и развитии «мягких навыков».
Татьяна Таужнянская, учитель Лозовской СШ