Начальник отдела образования Администрации Славяносербского района Валентина Михайличенко в ходе брифинга рассказала о работе проводимой с одаренными детьми.
- В настоящее время, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала возрастает, работа с одаренными детьми является крайне необходимой. Способные, талантливые люди в любом обществе являются его «локомотивом». Их интеллектуальными усилиями обеспечивается прогресс общества, плодами которого пользуются все. Очень важно, принимая новый класс, новых учеников, ставить перед собой цель: поддержать стремление ребёнка к самостоятельной деятельности, создать условия для исследования, развить интерес к предмету, - отметила Валентина Михайличенко.
Она рассказала, что из поставленной цели и вытекают соответствующие задачи, такие как выявление одаренных детей; развитие интеллектуальных способностей и компетентностей обучающихся; переход к новому содержанию образования; осуществление индивидуализации, дифференциации обучения, использование личностно-ориентированного подхода развития ученика; развитие способностей обучающихся через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, участие в проектной, исследовательской и экспериментальной деятельности; повышение педагогического мастерства; создание системы работы с одаренными детьми.
- Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Такие дети сидят в большинстве случаев с поднятой рукой, быстро и без труда выполняют задания «со звёздочкой», отличаются хорошей речью и нестандартным мышлением. При этом ребёнок не обязательно демонстрирует высокий уровень способностей только при обучении, он может проявлять одарённость в различных других видах деятельности,- проинформировала начальник отдела. - Учитель всегда без труда и без помощи психолога может выявить преуспевающего, хорошо развитого и замотивированного на обучение ребёнка с устойчивыми интересами, так как учащиеся с одарённостью отличаются опережением в овладении знаний и их прочным усвоением; любознательностью (они в большом количестве задают необычные, а иногда и сложные для данного возраста вопросы); демонстрацией окружающим независимости, индивидуализма, желанием выполнять самостоятельно сложные задания; стремлением контактировать с более взрослыми сверстниками и взрослыми людьми; ответы и рассуждения отличаются неожиданными, нестандартными, более сложными, чем ожидает учитель, выводами, аргументами, умозаключениями; многие из них имеют прочную, ёмкую память.
Валентина Петровна добавила, чспешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того как организована работа с этой категорией учащихся. Многие дети одарены от природы, но, тем не менее, необходима четкая организация обучающей деятельности, целенаправленная и систематическая работа.
- Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу оговорить следующее: работа с такими учащимися распадается на две формы - урочную и внеурочную. Следует признать нецелесообразным в условиях школы выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одаренные дети должны обучаться в классах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий, - уверена начальник отдела образования Администрации. - В наших учебных учреждениях используются такие формы работы с одаренными детьми как олимпиады по предметам; научно-практические конференции; выступления и доклады; активная внеклассная работа; предметные недели; вечера, конкурсы, олимпиады, КВН, викторины, аукционы; ролевые игры; классно-урочная форма (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания; консультирование по возникшей проблеме; научные кружки, общества; дискуссии; интеллектуальные марафоны; различные конкурсы и викторины; словесные игры и забавы; проекты по различной тематике.
- В каждом образовательном учреждении района есть эрудированные, творческие, одаренные ребята, которые смогли проявить свои таланты, участвуя в различных конкурсах и республиканской олимпиаде по учебным предметам. Особенно хорошо поставлена работа с одаренными детьми в ГОУ ЛНР "Зимогорьевская СШ им. И. Малько", ГОУ ЛНР «Лозовская вечерняя (сменная) СШ», ГОУ ЛНР «Желтянская СШ», ГОУ ЛНР "Хорошенская СШ им. А.Еременко", ГОУ ЛНР «УВК Степовская школа», ГОУ ЛНР «УВК Смелянская школа», - рассказала Валентина Петровна.
Также на отметила, что несколько лет подряд ГОУ ЛНР «Лотиковская СШ» является лидером олимпиадного движения в Славяносербском районе. Хорошие результаты по подготовке одаренных детей к олимпиадам по учебным предметам показывают ГБОУ ЛНР "Славяносербская ООШ І-ІІІ ступеней", ГОУ ЛНР «Зимогорьевская гимназия имени Воинов-интернационалистов», ГОУ ЛНР "Родаковская СШ".
- В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».