Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции в целом. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.
Решение проблемы сплочения семьи, сближения взрослых и детей невозможно без участия ребенка и родителей как двух равноправных сторон. Именно поэтому сегодня необходимо создавать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, семьи. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких людях с детства, быть внимательными друг к другу, к членам своей семьи.
Первым и основным этапом в воспитании ценностного отношения к семье является дошкольное учреждение. С детства подрастающее поколение необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи. Поэтому в рамках проведения Года семьи во всех дошкольных образовательных учреждениях Славяносербского района с целью формирования первичных ценностей представления о семье, семейных традициях, обязанностях, а также с целью сплочения детей и родителей, были спланированы мероприятия на 2019 год. Осуществлялся подбор наглядной информации: иллюстрированного материала, литературных произведений, дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных игр. Оформлялись папки-передвижки, памятки для родителей.
Также были проведены консультации по актуальным проблемам семейного воспитания подрастающего поколения: «О роли семьи в воспитании ребенка», «Секреты счастливой семьи» и др. Родители привлекались к участию в конкурсах и совместных мероприятиях: «Праздник Осени», «8 Марта», «Масленица», «Новогодний утренник», «День открытых дверей». Созданные детьми рисунки и поделки с совместным участием родителей затем выкладывались в группе и на сайтах дошкольных учреждений.
С детьми были проведены беседы на темы: «Что я знаю о своих родных?», «С кем я живу», «Обязанности в семье», «Милая мама моя», «Где работают наши мамы и папы». Чтение произведений также является важным моментом в формировании представлений о семье. Воспитанникам были прочитаны произведения: С. Михалкова «А что у вас?», Ю. Яковлева «Мама», В. Осеевой «Сыновья», «Печенье», Л. Толстого «Старый дед и внучок», А. Барто «Помощница», «Большая семья», З. Александровой «Бабушка» и др.
Немаловажную роль в формировании образа полноценной семьи играет обыгрывание ситуаций. Так, в ДОУ используются следующие сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Путешествие с семьей», «Мы с семьей идем в гости» и др. Были просмотрены и проанализированы мультфильмы: «Мама для мамонтенка», «Двенадцать месяцев», «Золушка».
Следующим звеном в формировании основ семейных ценностей является школа. Для этого организуется совместная работа родителей и педагогов, в рамках которой вырабатывается стратегия, направленная на воспитание духовно-нравственного человека.
Педагоги совместно с родителями в рамках «Года семьи» организовывали различные мероприятия по формированию у детей семейных ценностей. Это: участие родителей во внеклассных мероприятиях, родительские собрания по вопросам воспитания и обучения, заседание общешкольного родительского комитета. Обязательным является организация и проведение семейных праздников: соревнования среди семей «Мама, папа, я – спортивная семья»; конкурс фотографий «Моя семья»; конкурс - селфи с мамой «Моя мама лучшая на свете»; конкурс семейного творчества «Мы талантливы»; конкурсы рисунков «Герб моей семьи», «Портрет моей мамы», «Портрет моего папы»; акция «Наш участок самый лучший» (оформление школьного участка, совместная работа учеников и родителей) и другие.
За отчетный период в общеобразовательных школах района было проведено 281 мероприятие. И это только начало. Запланировано еще очень много, ведь формирование семейных ценностей – долгий и творческий процесс, а образовательные учреждения должны помочь родителям и детям осознать и сформировать ценности семьи, организовать совместную работу так, чтобы родители и педагоги двигались в одном направлении в стремлении вырастить настоящего человека, развитого духовно и нравственно.