муниципальное образование
Славяносербский муниципальный округ
Луганской Народной Республики

» » Ранний детский аутизм

Ранний детский аутизм

2 апреля ежегодно отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Его цель: привлечь внимание к проблемам детей – аутистов, подчеркнуть необходимость помогать этим больным.

Аутизм  - распространённое заболевание, если 30 лет назад на 10 тыс. человек рождалось 1-2 больных, то сейчас рождается детей - аутистов 5-10 больных. Мальчики страдают этим заболеванием в 4 раза чаще,  чем  девочки.  Это заболевание оказывает сильное влияние на раннее развитие ребёнка и на всю его жизнь в дальнейшем.

Аутизм - заболевания, связанное с нарушением социальной адаптации человека, речевой функцией и психического развития. Заболевание от греческого слова  autos- сам, то есть аутисты находятся сами в себе, отгорожены от окружающего мира стеной, оторваны от реальности и не могут адекватно на неё реагировать. Поэтому у детей происходят расстройства речи, моторики и поведения, приводящие к нарушению взаимодействия и общения с окружающим миром и людьми и  социальной дезадаптации человека.

Причины проявления заболевания:

  • Нарушение развитие головного мозга ребёнка;
  • Генные сбои в организме;
  • Гормональные нарушения у матери во время беременности;
  • Воздействие вирусной и бактериальной инфекции на плод ребёнка;
  • Химические воздействия   на плод ребёнка во время беременности матери;

Чтобы распознать заболевание, надо внимательно следить за поведением ребёнка, его общением с окружающими. Заболевание проявляется  к первым 3 годам жизни.

Первые признаки болезни:                   

  • В возрасте 6 месяцев ребёнок не улыбается, не проявляет теплых и радостных чувств;
  • В 9 месяцев не повторяет за взрослыми звуки, не улыбается в ответ на улыбку, не проявляет эмоций  посредством мимики;
  • В 10 месяцев отсутствие реакции при обращении по имени, не тянет ручки, чтобы его взяли на руки;
  • В 12 месяцев отсутствие детского лепета, желание указать что-то пальчиком, вытянуть ручки, чтобы дотянутся к чему – либо, помахать рукой на прощание;
  • В 15 месяцев не знает никаких слов, может сопротивляться, когда родители держат на руках, обнимают, целуют;
  • В 24 месяца отсутствие осмысленных фраз, не проявляют особой реакции на родителей;
  • Ребёнок не смотрит в глаза, не ловит ваш взгляд;
  • Часто  повторяют однообразные движения, слова;
  • Не общаются с другими детьми;
  • Дети часто устраивают истерики, бывают агрессивными;
  • Отмечается нарушение сна, приёма пищи;
  • Отмечается привязанность к неодушевлённым предметам.

В более старшем возрасте дети отдают предпочтение одиночеству, ограничение  круга интересов, трудности в общении с детьми, потеря интереса к жизни, к какой – либо деятельности. Дети не желают  заводить друзей, они проводят время в одиночестве а, не играя со сверстниками. У них медленно развивается речь, часто вместо слов используют жесты,   они не отвечают на улыбку.

Родители должны проявлять терпение в обучении и воспитании детей с аутизмом. Помощь родителей требуется в адаптации не только дома, но и в детском саду, школе.

В настоящее время  в ЛНР существует много реабилитационных центров ребёнка, в которых больным с аутизмом оказывается эффективная помощь в адаптации и лечении. Главное направление работы этих центров – обучение и социальная адаптация ребёнка. Существуют различные методы воспитания и обучения: логопедические занятия, музыкотерапия, трудотерапия, занятие лечебной физкультурой, семейная психотерапия и другие.

Чем раньше устанавливается диагноз (до 3-х лет) и проводятся занятия с ребёнком, тем лучше развиваются его умственные способности и  общее развитие. Чем дольше ребёнок с аутизмом остаётся без помощи, тем сложнее до него достучаться и быстрее развивается умственное отставание, нарушается развитие ребёнка, что приводит к инвалидизации.

Рекомендации по коррекции:

  • Нужно как можно чаще общаться с ребёнком, проводить с ним много времени;
  • Нужно больше брать его на руки, ласкать,  играть, говорить ласковые слова;
  • Нельзя наказывать его, ругать;
  • Если речевое взаимодействие затруднено, то общаться с помощью рисунков, картинок;
  • Нельзя позволять ребёнку переутомляться, нужно устраивать перерывы между занятиями;
  • Регулярно делать физические упражнения, что позволит снять стресс и укрепить физическое развитие;
  • Не подавлять инициативу ребёнка и не торопить его в выполнение действий.

Долгое время болезнь считалась неизлечимой, однако, сейчас  в мире много примеров успешного преодоления этого заболевания  путём успешного занятия с ребёнком и коррекции его поведения. Многие  аутисты -  талантливые и одарённые люди, среди них много потенциальных гениев, но реализованных всего единицы.

Если  родители обнаружили первые признаки аутизма, то необходимо обратиться к врачу – психиатру.  Вмешательство в коррекцию поведения ребёнка  необходимо  ещё в дошкольном возрасте, когда происходит формирование личности. Чем упорнее занятия с ребёнком - аутистом, его лечение, тем будет успешнее  ребёнок в жизни.



Врач-психиатр Тамара Гриненко.