муниципальное образование
Славяносербский муниципальный округ
Луганской Народной Республики

» » Агрессия у детей и подростков

Агрессия у детей и подростков

Агрессия  детей  - одна из самых частых проблем, с которыми сталкиваются родители, воспитатели и учителя.

В разном возрасте она проявляется по-разному. У детей  1,5-2 лет  проявляется тем, что они кусают, царапают, могут бить ручками по лицу родных и окружающих. В более старшем возрасте агрессия проявляется тем, что дети  толкают других детей, отбирают игрушки, ломают игрушки и т.д. В подростковом возрасте проявляется грубым обращением с животными, оскорблением других, избиением сверстников, жестокостью к себе. У старшего возраста в формировании агрессии может сыграть недовольство собою, своей внешностью, заниженная самооценка. Виною могут быть слишком высокие требования, предъявляемые к ребёнку.

Агрессия делится на физическую (избиение, нанесение повреждений) и  словесную (оскорбление, нецензурная ругать, угрозы).

Агрессия может быть направлена как на себя: выдёргивание волос, кусание ногтей, так и на других: близких, окружающих, животных, внешние предметы.

Агрессия всегда сопровождается негативными эмоциями и намерением причинить зло. Критическим  является возраст: 3, 7, 12 и 14  лет. Агрессия в 1,5 года и 14 лет будить иметь разные причины и проявления. Ребёнок выплескивает страх, обиду и раздражительность в активных агрессивных действиях.

Агрессия не является чужеродной для нашей психики. Это естественный способ человека проявлять свои негативные эмоции, в частности гнев. Негативные чувства – это часто необходимое эмоциональное состояние человека. Психически здоровый ребёнок обязательно будет испытывать гнев, злость или обиду, реагируя на определённые негативные проявления к нему.  Здоровый ребёнок не может длительно спокойно сидеть, бессмысленно на него кричать и ругать. У любого ребёнка должна быть возможность «выплеснуть пар». Не зря делают перемены, физические разминки. Для выплеска лишней энергии нужны активные подвижные игры, должны быть места, где ребёнку можно побегать, покричать, сколько угодно. Для этого существуют парки отдыха, площадки. Особенно это относится к вспыльчивым и просто энергичным детям. Запишите его в спортивную секцию.  Однако, надо научить ребёнка правильно выражать свои чувства, чтобы не нанести вред и повреждения другим, чтобы не сделать кому-то больно и не допустить излишней агрессии.

Как вести с агрессивным ребёнком:

  • Переключить внимание ребенка, на что- то иное: поиграть, погулять;
  • Если ребёнок до 1,5-2 лет, то осознавать свои действия он не может и наказывать его нельзя, так как он познаёт мир руками, пробует всё на «зуб», кусая, царапая других;
  • Детям  2,5-3 лет и старше уже можно объяснить, что так делать нельзя (толкать, бить, забирать игрушки, оскорблять).  Нужно объяснять, что если он сердится, дерётся, то может обидеть других и им будет больно и обидно.

Причины агрессивного поведения:  

  • Семейная обстановка: родители сами не могут владеть своими эмоциями, а дети легко им подражают;
  • Насилие в семье: физическое, моральное;
  • Личностные причины, ведь  у малыша в самом нежном возрасте уже можно увидеть индивидуальные черты характера и темперамент:
  • Маленький холерик (тип возбудимый, безудержный) будет выражать свои протесты бурно: ругаться, кричать;
  • Сангвиник (тип сдержанный) будет выражать свои протесты спокойно, без бурных эмоций.
  • У гиперактивных  активных детей, что свойственно многим детям, бурлящая энергия в нутрии «непосед» должна обязательно находить выход наружу.
  • Социальные причины: дети считают, что грубостью легко получить желаемое. У многих агрессия является едва ли не единственным способом завоевать авторитет у других и стать лидером в компании.
  • Профилактика агрессивного поведения:
  • Учите ребёнка правильно выражать  свои чувства, что сердиться, злиться и обижать других нельзя;
  • Чаще обнимайте ребёнка, проявляйте свою заботу и любовь к нему;
  • Объясняйте причину своих запретов, они должны быть обоснованы, так как в противном  случае ничего кроме злости и раздражения это не приведет;
  • Хвалите ребёнка, подкрепляйте его правильное поведение похвалой;
  • Не практикуйте физическое наказание,  т.к. дети могут повторить ваши действия на вас или на ком- то другом;
  • Система наказания должна быть стабильной: один и тот же неправильный поступок должен получить одинаковое наказание, чтобы ребёнок понял, что он был не прав;
  • Хвалить можно на людях, а ругать лучше наедине, не стоит ребёнка подвергать унижению, избиению, криком,  тасканием за волосы и т.д;
  • Создавайте в семье тёплые и добрые отношения;
  • Контролируйте себя и собственный гнев. У детей очень развит подражательный механизм, они будут вас копировать в играх с детьми, с игрушками, ругаться теми же словами и совершать такие же  действия в сложных ситуациях, как  и вы.
  • Предотвратить формирование излишней агрессии у ребёнка вполне по силам любящим и внимательным родителям.
  • Нужно научить детей снимать раздражение, гнев и злость социально допустимыми способами, не разрушая всё вокруг и не травмируя других.
  • Если вы чувствуете, что агрессивное поведение выходит из - под контроля, то обращайтесь к специалистам: психологу, психиатру.
  • Агрессия может быть тревожным звоночкам для родителей. Ведь неадекватное поведение может быть «криком души» ребёнка, чтобы привлечь  внимание к какой-то проблеме, или одним из  признаков психического расстройства. Проследите, при каких обстоятельствах  ребёнок проявляет агрессию.
  • Работать над агрессивным поведением ребёнка возможно и нужно. За консультациями и советами обращайтесь в кабинет врача психиатра № 23 поликлиники Славяносербской  ЦРБ.
Врач-психиатр Славяносербской ЦРБ
Тамара Гриненко