15 февраля — для многих особенный день. Тридцать лет назад в этот день выводом советских войск из Афганистана закончилась десятилетняя война, в которой СССР потерял 15 с лишним тысяч солдат и офицеров.
Пономарь Свято-Архидиаконо-Стефановского храма поселка Славяносербск, Юрий Николаевич Пышнограев – один из тех, для кого афганская военная кампания стала настоящей школой жизни. В связи с 30-й годовщиной вывода советских войск из Афганистана и приближающимся Днем защитника Отечества мы решили узнать о нелегкой судьбе тогда еще советского солдата.
- Добрый день, Юрий Николаевич! Сегодня мы хотели бы с Вами вспомнить о войне в Афганистане. Расскажите, пожалуйста, какая минута, день или событие были самыми трудными и опасными?
- Было много моментов. Первый, когда зачитали приказ об отправке в Афганистан. Мало что было известно о нём, знали только, что там война, настоящая, с убитыми, ранеными и искалеченными.
Затем, после приземления в Кабуле, первый удар раскалённого афганского воздуха в лицо (это в конце октября!) и тяжёлая, напряжённая, агрессивная атмосфера этой горной страны, задержавшейся в 15 веке.
Самым тяжелым для нас, молодых ребят, было – холод, жара и скудное питание при высоких морально-психологических и физических нагрузках. Зимой в горах были случаи обморожения, даже со смертельным исходом. Во время боевых выходов приходилось спать на мерзлой земле, ехать на «броне» и в снег, и в жару – обжигались то морозом, то раскаленным металлом.
- Что было самым страшным для вас на войне и что запомнилось больше всего?
- Самое страшное – звук пуль, отскакивающих от «брони» на которой ты едешь. Летом 1986 наше подразделение было направлено на перехват крупного соединения моджахедов Усамы Бен Ладана в рамках общевойсковой операции «Манёвр»: нас десантировали с вертолетов в районе горного хребта Бадахшан. В дали в спешке отходили боевики. К сожалению, преследовать их не представлялось возможным, но нам удалось обнаружить крупные склады с оружием и боеприпасами. После тщательного минирования склады были уничтожены. Редкие образцы оружия и боеприпасов иностранного производства наши бойцы взяли с собой для предъявления армейскому командованию. Так как вертолеты сесть не могли, три дня нам пришлось на себе выносить их к месту, где ждала нас «броня». …Наш бронетранспортёр замыкал колону. До Кабула оставалось не более 2-х часов, когда на окраине одного из кишлаков наш БТР обстреляли из гранатомёта. Взрыв прозвучал в метрах 5-ти, и сразу же, пулемётная очередь прошлась туда и обратно по «броне», на которой сидело 7 бойцов. Дикий вибрирующий визг отскакивающих пуль смёл нас с БТР.
Каким чудом все остались живы, мне трудно объяснить. Видно, крепко молились Богу за нас наши родные дома.
- Как вас встречали на Родине после войны? Какое было отношение к ветеранам? Какое отношение к ним сейчас?
- Демобилизовался я в 1987 году. Когда пересекали границу, даже не верилось, что все лишения, постоянная опасность и жизнь на пределе позади, и нас ждёт мирный уклад жизни, привычная обстановка, любимые, родные и близкие.
Советское государство к тому времени уже проводило политику перестройки и гласности, поэтому о многих вещах говорили открыто, и в обществе было уважительное отношение к афганцам. Меня несколько раз приглашали общественные организации принять участие в массовых мероприятиях.
Сейчас, несмотря на трудные моменты, молодая Республика, по моему мнению, делает, всё что может: сохранены льготы, выплачивается материальная помощь, есть возможность бесплатно пройти профилактическое лечение в госпитале ветеранов войны. Школа, техникум, библиотека приглашают на свои мероприятия. Да и в общении с другими людьми чувствуется уважение к воинам-афганцам.
- Юрий Николаевич, что Вы можете рассказать о солдатском быте, трудностях, с которыми сталкивались во время выполнения интернационального долга, может, запомнились какие-то особенные случаи для Вас?
- В расположении быт был налажен, а за пределами воинской части, на боевых выходах, приходилось преодолевать трудности. Но боевой дух нам помогали поддерживать наши артисты. В 1986 году к нам с концертом приезжал Александр Розенбаум, а в 1987 – Иосиф Кобзон. Да и наших талантливых ребят теперь знает весь бывший Советский Союз.
Перед моим первым боевым выходом (19 ноября 1985 года) в расположении состоялся дебютный концерт ансамбля 350-го парашютно-десантного полка «Голубые береты», руководителем которого был наш полковой комсорг Сергей Яровой. Их песня «Синева» стала негласным гимном афганцев-десантников. В марте 1987 года «Голубые береты» участвовали во всесоюзном конкурсе «Когда поют солдаты». Выступление ансамбля шло прямо из студии в Кабуле посредством телемоста. С этой победы и началась всесоюзная слава нашего десантного ансамбля.
- Говорят, что людям, которые воевали, долго снится война. Можете это подтвердить?
- Мне война вообще не снилась. 90-е годы были очень тяжелыми для людей. Когда все заводы остановились и работать было негде, а заработную плату не платили по два года, некогда было думать о прошлом. Думали только о том, как прокормить свою семью, тем более у меня была молодая семья, двое маленьких детей на руках и старики-родители.
- Как повлияло участие в афганской войне на вашу дальнейшую жизнь?
- Повлияла на меня война очень сильно с положительной стороны. Во-первых была государственная политика, предоставляющая льготы афганцам. Желающим учиться тоже предоставлялись льготы при поступлении в ВУЗы. Так я поступил в Ворошиловградский машиностроительный институт и пошел работать. Война дала мне качества, необходимые нормальному мужчине для прохождения всех жизненных испытаний, а их в моей жизни было немало. Это, естественно, для меня стало бесценным опытом.
- Как Вы относитесь к тому, что сейчас устанавливают много памятных стел в честь воинов–интернационалистов?
- Сохранение памяти о тех событиях нашей истории – это правильно и важно. Война против исторической памяти о прошедших событиях, которая велась в предыдущие десятилетия, есть не только выпад против Отечества, но и удар по будущему. Наше и предыдущее поколение является главным хранителем прошлого. Важно помнить о тех, кто защищал интересы Родины и был первым борцом с мировым терроризмом, чем сейчас обеспокоен весь мир. И события те начинались, но не завершились в то время и получили логическое развитие в наши дни, свидетелями и участниками которых являемся все мы. Вот об этом нужно говорить и напоминать всему мировому сообществу.
- Что бы Вы могли сказать своим погибшим товарищам?
Упокой, Господи, души вождей и воинов за Отечество на поле брани в чужой земле жизнь свою положивших, от ран и болезней скончавшихся, в пленении и заточении умученных и убиенных и да простится им всякое прегрешение вольное и невольное. Во блаженном успении вечный покой подай, Господи, усопшим рабам Твоим и сотвори им вечную память. Ибо нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Ин. 15:13
А всем живущим – здравия душевного и телесного, мира в душе, благополучия в семьях, устроенного быта, приносящей радость работы, понимания окружающих, послушных и радующих детей и внуков и благоденствия в жизни на многие и благие лета.