муниципальное образование
Славяносербский муниципальный округ
Луганской Народной Республики

» » Славяносербщина в лицах: Лариса Бешлык

Славяносербщина в лицах: Лариса Бешлык

Сильная женщина... Ее потенциал и твердость духа не подвластны времени. Она способна рисковать и жертвовать. Она может помочь любому в то время, когда сама находится в беде. Всегда с улыбкой, с искринкой в глазах. Всегда с гордо поднятой головой и жизненным кредо: «Кто не падал на колени, тот никогда не достигал вершин». Все это о ней, о сильной женщине. О той, которая времена­ми падает от усталости, но никогда не жалуется на судьбу. О той, которую сама жизнь научила идти вперед, не тратя времени на лишние слезы.

Наш сегодняшний рассказ именно о такой женщине. Целеустремленной, силь­ной духом. Знакомьтесь, Лариса БЕШЛЫК, заведующая яслями-садом «Ряби­нушка», пгт Родаково.

Родилась Лариса Анатольевна в Хмельницкой области. Ее мама, педагог по образованию, после ин­ститута попала по распределению на Донбасс. Семья переехала тог­да в совсем незнакомый край. Но родители не сразу забрали с собой девочку, еще пять лет она жила у родственников на Хмельниччине.

Сначала жили в Говорухе. Пер­вые два года Лара училась в Краснолучской школе. Потом переехали в Родаково. Здесь девочка и про­должила учебу.

Лариса росла активным и це­леустремленным ребенком. Ее творческий запал, организаторские способности и огромный авторитет среди сверстников позволили ей стать комсоргом школы. Будучи не­утомимым борцом за правду и спра­ведливость, она всегда старалась отстоять точку зрения школьников. Порой ее поступки были довольно смелыми. Лариса вела школьную радиорубку. Созывая детвору на утреннюю зарядку, которую тоже вела она, девушка приглашала и учителей присоединиться к заняти­ям физической культурой, мотиви­руя тем, что здоровый образ жизни должны вести все, без исключения! А однажды она даже вступила в пе­репалку с директором школы.

В те годы неизменным атри­бутом школьной жизни был сбор металлолома. Соревнуясь меж­ду классами, ребята сносили на школьный двор кучи ненужных в хозяйстве или отживших свое ме­таллических предметов, собранных у жителей поселка. Случилось так, что директор школы направил маль­чиков в парадной форме таскать со­бранный металлолом.

Не имеете права, - возмути­лась комсорг, вступившись за ребят.

Мы переоденемся, потом пойдем таскать!

Нет! - отрезал директор.

Вы не достойны быть коммуни­стом! - воскликнула девушка, не же­лая мириться с таким отношением.

Конечно, такой настрой ученицы нравился далеко не всем взрослым, но воспитанный в школьные годы характер борца и сейчас помогает Ларисе Анатольевне вопреки лю­бым трудностям и преградам дости­гать поставленных целей.

Ларка, я как вспомню тебя, если хочешь чего-то добиться, себя до­бьешь, людей добьешь, но добьешь­ся! - смеется сейчас при встрече учитель физики Владимир Момот.

Лариса любила математику и физику. Владимир Николаевич го­товил ее к поступлению в институт, верил в ученицу.

И вот вступительные экзамены. Первый - успешно! Второй - сдала!

Ларисин отец гордился доче­рью:

Моя - в институте! - не мог на­радоваться он, не зная, что Лариса вдруг может раздумать, может со­вершить очередной, не понятный им, взрослым, поступок.

А Лариса решила пойти в педу­чилище на дошкольное отделение.

Пойду к маленьким. Дети от­крытые, не хитрые. Буду в детском саду себя реализовывать, - реши­ла она, мечтая научиться играть на фортепиано и преподавать малы­шам музыку.

Папа тогда очень обиделся. Долго не разговаривал с дочерью. Лишь, когда встречал Лару с мамой с поезда из Стаханова, сухо бросил:

Будешь сопли детям вытирать!

Я заведующей буду, - топнула ногой 19-летняя девушка, словно пророча свою судьбу.

Так, наперекор отцу она окон­чила педучилище, получив специ­альность воспитателя-музыковеда. Позже, в 2009 году, Лариса Анато­льевна, будучи уже опытным педа­гогом, заведующей, получила и выс­шее дошкольное образование на психологическом факультете Луган­ского национального университета имени Тараса Шевченко.

После педучилища, в 1986 году молодым специалистом она при­шла на работу в ставший потом ей родным Родаковский детский сад «Рябинушка», а в 94-м сбылось и ее пророчество.

Желания становиться заведую­щей в тот момент не было совсем. Годы были тяжелые: все по тало­нам, зарплату не платили, детей в садик не водили. Здание было раз­

битым. В саду было восемь детей и четыре сотрудника. Всего 12 копеек выделялось на питание воспитан­ников. А у нее уже практика была, она логопедию хорошо изучила, могла речь ставить, артикуляцию. В общем, заработать себе на жизнь могла. Лариса в слезы:

Я лучше с детьми буду...

Лара, ты уже на утверждении, поезжай в Донецк на аттестацию, - поставили ее перед фактом.

Первого сентября Лариса Ана­тольевна заступила в должность.

Руководителям предприятий, находящихся на территории Родаковского совета, стало жарко. Привычная во что бы то ни стало добиваться своего, она принялась налаживать хозяйство.

Сразу на контакт шли не многие. Тогда она брала свою фотографию, ставила ее руководителю на стол:

И ночью буду сниться, сде­лайте мне три батареи, - просила одного. - Сделайте рукомойники, поменяйте унитазы, - говорила вто­рому, третьему. - Папа работал в Сабовке на базе, трубы привезли. Сделали в саду отопление. Стало тепло. Детей нечем кормить? До­говорилась с агрономом совхоза, стали привозить овощи бесплатно. ОРС давал голову телячью. Так и жили. Потом стали ходить по дво­рам, просить родителей отдать дет­вору в детский сад. Набрали.

В 1996 году «Рябинушку» пыта­лись закрыть. Детский сад был под­ведомственный Донецкой железной дороге, поэтому его судьбу решали люди, далекие от образования. Рас­положен он в районе крупного по мер­кам поселка жилого массива, где жи­тели, конечно, нуждались в гаражах, и его здание решено было продать, создав в его помещениях гаражный кооператив. Продать всего за сорок тысяч. Со всем оборудованием. Со всей прилегающей территорией.

Как же так! Куда деваться ма­лышам? Как смотреть в их искрен­

ние, неподкупные глаза?.. Только бороться! Сохранить, отстоять дет­ский сад!

Лариса Анатольевна поехала сначала к Кашпарову, начальнику Луганского отделения Донецкой же­лезной дороги:

Если не будет детского сада в Родаково, не будет и будущего. По­селок вымрет, - била себя в грудь заведующая.

Я тебе сказал, не твое дело, - от­ветил он, не оставляя надежды на по­ложительное разрешение ситуации.

Не раздумывая долго, Лариса Анатольевна поехала к начальнику управления Рогову в Донецк:

Я до Киева дойду! - решитель­но сказала она.

Как-то будем держать, - выслу­шав молодого напористого руково­дителя, ответил чиновник и сохра­нил «Рябинушку».

Но как собственники, не помога­ли ни чем. Видимо, думая, что Лари­са Анатольевна просто не выдержит, сдастся и бросит все. А она - нет! Собрала еще детей, открыла вторую группу. Стало больше персонала, больше рук. Стали все больше при­водить детский сад в порядок.

В середине двухтысячных, бла­годаря организации работы по про­грамме Фонда социальных инвести­ций, в «Рябинушке» были заменены системы водоснабжения, отведе­ния, отопления, отремонтирована крыша, установлены пластиковые окна, двери, постелен линолеум.

На все свершения Ларису Ана­тольевну вдохновляли дети.

Нужно жить. Жить всем этим, любить и сердце отдавать детям. Не лицемерить, дети это хорошо чув­ствуют, - рассказывает заведующая.

Даже если ребенок что-то натво­рил, виноваты в этом мы, взрослые. Нужно подойти и сказать: «Сынок, извини, что ты сломал машинку, я просто в это время не уделила тебе внимания», «Сынок, извини, что ты получил двойку, я же с тобой не за­

нималась», «Сынок, прости меня, пожалуйста, что ты сел в тюрьму или ты - наркоман, я виновата в этом». Нужно встать на колени перед этим ребенком, потому что мы дали им это общество. До тех пор, пока мы не поймем, что все зависит от нас и все проблемы в нас, мы не создадим морально здоровое общество.

В коллектив Лариса Анатольев­на подбирает творческих, работоспо­собных и ответственных сотрудни­ков. Но главным критерием, которым она руководствуется при приеме на работу, будь то воспитатель, няня или технический персонал, это - лю­бовь к детям. И результат этой рабо­ты есть. С утра и до вечера детвора в «Рябинушке» окружена любовью, теплом и заботой.

В детском саду организована и школа родителей - обучение для молодых мам с ясельными детьми ведут мамы выпускающихся ребят. Все программы обучения в «Ряби­нушке» воспитатели пишут сами, они адаптируют стандартную госу­дарственную программу под свою группу, ведь каждая из них особен­ная, не похожая ни на одну другую.

Еще в педучилище Лариса Анатольевна взяла на вооружение рижский метод закаливания - дети ходят по дорожкам, полощут горло йодно-солевым раствором, ходят по морской воде, по камешкам. Прове­рив воспитанников на аллергиче­скую реакцию, для спокойного сна в спальных комнатах проводится ароматерапия.

Казалось бы, сделано все - живи и спокойно работай! Но спокойная мирная жизнь в «Рябинушке» пре­кратилась с началом активных бое­вых действий.

В августе 2014-го, когда на­чались обстрелы поселка, детей в детском саду уже не было. Но по­мещения и территорию все равно готовили к приему воспитанников. А когда становилось «совсем жарко», Лариса Анатольевна брала в руки

икону Божией Матери и обходила территорию детского сада, просила Господа уберечь его от разруши­тельного огня.

В конце месяца нацики вошли в поселок.

Лариса дома была. Прибежала соседка:

Лара, я в центре была. Гово­рят, Правый сектор будет в садик заселяться!

Ни минуты не раздумывая, схва­тив икону и паспорт что было сил туда! Если зайдут, не останется же ничего живого!

Встала на воротах:

Люди добрые, помогите, встаньте, кто может! - кричала она в надежде на помощь односельчан.

И люди подошли. Было двое мужчин и пятеро женщин. Подъеха­ла легковая машина, в ней - мука, вода... Стала возле стадиона. По­том подъехала зенитка.

Уходите, - сказала Лариса му­жикам. - Идите в подвал.

Заведующая решила стоять до последнего.

Сына мы вырастили. В Крым его отправили. А я с 19-ти лет здесь, 32 года сердцем только здесь. Я просто не переживу, - ду­мала она и читала «Отче наш».

Из легковой машины вышли па­рень с девушкой и показывают на зенитку:

Видите?

Так это же на вас! - решила блефовать Лариса.

Они постояли, потом разверну­лись и уехали.

Отстояли!

Еще трое суток ночевала заве­дующая в детском саду, вдруг вер­нутся. Домой пришла, как только Правый сектор вышел из поселка.

Выстояла «Рябинушка» и в страшный обстрел 30 августа.

Во дворе садика тогда сгорели четыре огромные березы. Громад­ные, выше здания. Просто сотлели. Жутко было смотреть. Страшно даже подумать, какую беду мог принести этот обстрел. Здание не загорелось. Пострадали окна, но это. Просто Го­сподь Бог спас «Рябинушку».

Заведующая спешно собрала коллектив - шесть человек, которые не уехали:

Соберите каждый осколочек, - попросила она. - Осколок притяги­вает беду.

Собрали и вывезли за Родаково. Даже не стали относить на свалку.

А первого сентября Лариса Ана­тольевна пришла в пустой детский сад. Никого. Зашла в каждую груп­пу. Взяла табель посещаемости:

С днем знаний, Ваня Смирнов! С днем знаний, Лиля Березина! - она прочла в табеле каждого, ходила одна по пустым группам и каждого воспи­танника поздравляла с праздником. Верила, что ребята вернутся, и «Ряби­нушка» заживет прежней жизнью.

И они все пришли!

Уже в октябре Лариса Анато­льевна попросила пленку, затянули разбитые окна. Потом выпросила машину, взяла с собой печать и по­ехала в Министерство просить гу­манитарную помощь. Будет в саду питание, будут и дети.

Ехали окольными путями, наш­ли Министерство. Там спросили:

Вы под Украиной?

Нет, у нас казаки в Родаково!

Тогда поезжайте на базу, полу­чайте продукты.

Нагрузили машину крупами раз­ными, тушенкой. Стали принимать детей в сад. Через две недели их было уже семьдесят...

Прошло четыре года. И хотя во­йна не окончена, поселок налаживает свой мирный быт, в «Рябинушке» по- прежнему звенят детские голоса, а Лариса Анатольевна размышляет над тем, как реализовать еще одну свою мечту - построить крытый бассейн для занятий детворы в любое время года. Задача, конечно, не из легких, но, зная Ларису Бешлык. Наверное, это только вопрос времени!


Светлана МОВЧАН