26 апреля 2024 состоялось заседание методического объединения председателей территориальных психолого-медико-педагогических консилиумов (ТПМПк) образовательных учреждений Славяносербского района Луганской Народной Республики. Ирина Скосырская – педагог-психолог Центра «Развитие» (ТПМПК Славяносербского района), председатель ТПМПК выступила по вопросу об особенностях организации образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), о роли и взаимодействии психолого-медико-педагогической комиссии и психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации в определении и реализации адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – АООП), комплексного диагностического обследования обучающихся.
Особенности организации образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья включают:
Использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов.
Использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования.
Предоставление услуг ассистента (помощника, тьютора), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь.
Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
Обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Для каждой категории детей с ОВЗ в ФГОС представлены примерные адаптивные основные общеобразовательные программы, а также прописаны требования к условиям реализации основной образовательной программы.
В определении стратегии и тактики обучения ребенка с особенностями здоровья чрезвычайно важную роль играет заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
Наталья Попова – учитель-дефектолог Центра «Развитие» (ТПМПК Славяносербского района) сообщила, что общее образование обучающихся с ОВЗ осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия обучения и воспитания для получения образования указанными обучающимися.
Адаптированные программы обеспечивают освоение содержания образования, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию и соблюдение допустимого уровня нагрузки. Обучающиеся с ОВЗ, завершившие обучение по адаптированной программе, при переходе на следующий уровень образования могут продолжить обучение, как по основной образовательной программе, так и по адаптированной. На каждом уровне обучения (1-4), (5-9), (10-11) классы, обучающимся предоставляется возможность, при необходимости, пролонгации освоения АООП до 1 года. Это даёт возможность на реализацию комплексного индивидуально ориентированного психолого-педагогического сопровождения с учетом состояния здоровья и особенностей психофизического развития, усиления коррекционно-развивающей работы по развитию жизненной компетенции обучающихся.
Государство в лице Министерства просвещения РФ обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.