16 февраля 2024 года в методическом кабинете ГУ ЛНР «Славяносербский РКЦОГОО» состоялся инструктивно – методический семинар для заместителей директора школы по воспитательной работе и педагогов-организаторов на тему: «Система воспитательной работы в современной школе и многообразие подходов к воспитанию обучающихся в образовательных учреждениях»
Воспитание – это целенаправленно организованный процесс по передаче накопленного жизненного опыта подрастающему поколению.
В настоящее время, в рамках нестабильных условий существования и развития общества, вопросы воспитания приобретают все большую актуальность. Те методы, которые были эффективны в советское время, в современных условиях требуют кардинального пересмотра и переработки.
Воспитательно-образовательная работа в современной школе имеет два основных направления: организация деятельности школьников на уроках и во внеурочной работе. При этом педагогически грамотная, обоснованная и эффективная организация внеурочной деятельности определяется Федеральным государственным образовательным стандартом как необходимый компонент реализации основной образовательной и воспитательной программы.
В начале семинара в своём выступлении «Приоритетные подходы, направления в организации воспитательной работы в 2024 году» Ерохина Нина Михайловна методист ГУ ЛНР «Славяносербский РКЦОГОО» особое внимание обратила на то, что воспитательная работа в школе сложна и многообразна. Это воспитание в процессе обучения, воспитание в обществе и коллективе, семье и школе, это самовоспитание и перевоспитание, это многообразная воспитательная работа в процессе труда, игры, общения, творчества, общественной деятельности, самодеятельности и самоуправления. Еще совсем не сформировавшуюся личность ребенка необходимо научить любить, жалеть, сострадать человеку, чтить память героев, быть благодарным людям за их труд и многое другое. Система воспитательной работы школы должна складываться из совместной деятельности учителей, учащихся, родителей. Деятельность педагогов протекает в пространстве «детства», которое необходимо рассматривать как совокупность множества «пространств», каждое из которых оказывает воздействие на процесс развития личности ребенка.
Гупал Елена Витальевна, заместитель директора по воспитательной работе ГОУ ЛНР «Хорошенская СШ им. А.Ерёменко» выступила на тему: «Воспитательный потенциал современных школьных музеев. Лучшие музейные практики в образовательных организациях». Елена Витальевна презентовала работу школьного историко-краеведческого музея. Участники семинара посмотрели видеоролик «Музейная экспозиция», который был представлен на Всероссийском фестивале музейных экспозиций образовательных организаций «Без срока давности». Даная работа заняла III место в Луганской Народной Республике. (Руководители Елена Чеботарёва и Елена Гупал).
На Международном конкурсе творческих работ «Нам доверена память» в номинации «Без срока давности» Гупал Богдан занял I место за творческую работу «Мы продолжение ваше» (Руководитель – Татьяна Домбровская).
Елена Гупал обратила особое внимание на то, что музей сегодня в школе становится средством творческой самореализации, инициирует личностно ориентированное воспитание и образование, является маленьким исследовательским центром по сохранению, возрождению и развитию локальных культурно-исторических традиций, участвует в диалоге поколений и культур.
Опытом своей работы на тему: «Внеурочная деятельность – один из подходов развития творческих способностей обучающихся» поделилась Иванова Любовь Григорьевна - заместитель директора по воспитательной работе ГОУ ЛНР «Лотиковская средняя школа им.В.Лелеки».
Участники семинара с большим удовольствием просмотрели видео- ролики, на которых четко прослеживалась работа педагогического коллектива Лотиковской средней школы начиная с 80-х годов и до настоящего времени.
Особое внимание Любовь Григорьевна обратила на то, что в рамках воспитательной деятельности образовательного учреждения для реализации эстетического направления организуются различные творческие объединения, кружки, секции и пр. Творческое объединение, кружок, секция - это место, где дети могут удовлетворить свою потребность в деятельности, место пробы сил, поиска нужного дела, выявления и развития способностей школьников. Правильно организованные кружковые занятия имеют не только воспитательное, но и оздоровительное значение - занятия обеспечивают восстановление снизившейся работоспособности организма. Конечно, в каждом образовательном учреждении, в зависимости от возможностей (размер штата, наличие педагогов дополнительного образования и пр.) формируются разного рода кружки и секции.
Одним из направлений воспитательной работы школы является деятельность школьного театрального коллектива.
Министр образования и науки Луганской Народной Республики Иван Кусов обозначил, что образование театра в учебном заведении очень важно в сфере образования и воспитания подрастающего поколения. Данная задача поставлена по поручению президента Российской Федерации.
На семинаре был рассмотрен вопрос «Школьный театр как пространство воспитательной деятельности в учебных заведениях Славяносербского района».
У нынешнего поколения школьников есть много, как может показаться, интересных видов досуга – телевидение, видео, Интернет. Все эти достижения человечества заменили детям общение с театром и друг с другом на «кнопочное» участие в культуре вообще. И все-таки живое общение посредством сценического слова, театрального действия остается незаменимым. Непреходящая роль театра в воспитательном процессе юных поколений очевидна. Каждому ребенку присущ «театральный инстинкт» - стремление посредством игры побывать в роли другого. Театр создает реальную возможность для выражения себя в той или иной нравственной ситуации.
Деятельность школьного театрального коллектива как методика введения ребёнка в мировую культуру, в соответствии с возрастными этапами, предполагающая проблемно - тематическую и целевую интеграцию дисциплин естественно - научного, социо - гуманитарного и художественно-эстетического циклов.
Главная задача: воспитать творческую личность юного актёра и, посредством приобщения к театральной культуре, построить новый уровень взаимоотношений между детьми, между педагогом и учащимся.