У каждого человека, живущего на земле, есть своё предназначение, миссия, которая ему дана и которую он должен выполнить. Случается так, что человек исполняет своё предназначение всю жизнь и делает это так хорошо, что незамеченным оставаться не может. Тогда о нём говорят, что он мастер своего дела, что судьба не зря именно так распорядилась им. Таким человеком является Белла Ольга Ивановна — учитель и бывший директор Родаковской средней школы.
Ольга Ивановна родилась 9 марта 1951 года в поселке Родаково в семье рабочих. Родаковскую среднюю школу закончила в 1968 году с серебряной медалью.
В выборе профессии сомнений не было. Еще с первого класса она твердо решила стать учителем, и это решение только укрепилось за годы учебы в школе. Она попробовала свои силы в роли отрядной пионервожатой, посещала школьный театр «Родничок», и этот детский опыт пригодился потом в работе, ведь первая проба – самая яркая и незабываемая.
Еще тогда Ольга Ивановна поняла, что каждый урок должен воздействовать на эмоции, потому что литература – это не наука, а искусство.
Годы учебы в Луганском государственном педагогическом институте (1968-1972) существенно обогатили школьный багаж знаний и научили превращать свои эмоции в стройную нить урока.
Закончив институт с отличием, Ольга Ивановна попросила направление на работу в родную школу, чтобы уже никогда с ней не расставаться. Здесь и свои учителя помогли бывшей ученице освоиться в новой роли, и родители учеников были хорошо знакомы. Эти факторы — не только помощь, но и большая ответственность, ведь нельзя допустить, чтобы в тебе разочаровались. И молодая учительница это хорошо понимала.
С интересом осваивала Ольга Ивановна новые методы обучения, создала школьный театр, вместе с учениками ставила на сцене классические произведения.
Она увлеченно занималась классным руководством. Учителю хотелось, чтобы школьные годы запомнились детям своей романтикой, чтобы каждый ученик с его талантами и увлечениями не погас, как опущенный в воду факел, а, наоборот, вспыхнул еще ярче, почувствовал свою неповторимость и понял, что он нужен и интересен учителю и одноклассникам. Поэтому в мероприятиях участвовали все без исключения, находя выход своей энергии в интересных делах и преобразуя ее в коллективное творчество. Вместе со своими учениками Ольга Ивановна проводила весенние «ярмарки мира», где дети учились быть «бескорыстными бизнесменами», продавая жителям поселка свои поделки, но при этом передавая все вырученные деньги в Фонд Мира. Многие классные часы превращались в ролевые игры с дискуссиями, инсценировками, рисованными фильмами.
Наработав некоторый опыт, Ольга Ивановна стала делиться им с коллегами, проводя открытые уроки районного и областного уровня, публикуя свои статьи в районной газете.
В период новаторского движения в педагогической среде учитель внедряла в практику опыт ленинградского словесника Е.Н. Ильина, осваивала методику проведения сюжетных уроков.
Энтузиазм и старательность учителя всегда замечались руководством, и в 1978 году Белла О.И. стала делегатом Всесоюзного съезда учителей в Москве, где была награждена знаком «Лучшему учителю-комсомольцу», а позже, в 80-е, — званием «Отличник народного образования УССР».
Шли годы, успехи радовали, а трудности и неприятности научали и закаляли. Любовь к своей профессии с годами только росла, обогащаясь новыми находками, оттачиваясь в педагогическое мастерство. Пришло и понимание внутреннего мира ребенка, которое выразилось в педагогическом кредо учителя: «Все взрослые когда-то были детьми, но мало кто об этом помнит» (Антуан де Сент-Экзюпери).
Десять лет работы Ольги Ивановны в школе отданы директорству (1979-1989). За эти годы удалось развить школьное самоуправление, открыть политклуб, а самое главное — создать атмосферу творчества в педколлективе, воспитать у учителей (а многие из них — выпускники родной школы) потребность осваивать новые методы, своим энтузиазмов зажигать сердца учеников. Этому способствовала и эпоха 80-х — эра настоящего триумфа учителей-новаторов. Ольгу Ивановну интересовали все новые веяния этого поистине замечательного времени.
А в 1990 году она стала финалистом областного конкурса «Учитель года». Тогда же по результатам аттестации ей была присвоена высшая квалификационная категория и звание «Учитель-методист».
Ольга Ивановна всегда отбирала для себя только те методы и приемы обучения, которые помогали разбудить мысль и желание учиться, давали ученику возможность почувствовать себя творцом урока наравне с учителем. Самыми плодотворными и желанными для детей стали уроки-интервью с писателями, литературными героями, от лица которых выступали ученики, пытаясь понять и объяснить позицию и поступки человека, ставя себя на его место.
Новаторским приемом стали сочинения в форме письма от лица героя или страничек из его воображаемого дневника. Ученики Ольги Ивановны выполняли и необычные творческие задания, такие как создание собственных сенканов, хайку, гербов творчества писателя, воображаемых обложек к произведениям, защита своих вариантов названия произведения.
Учитель на своих уроках создает атмосферу доверия и непринужденности, здесь каждый ученик чувствует, что всем интересно именно его мнение по обсуждаемому вопросу, что здесь хвалят, замечают малейший успех.
И вот уже бывшие ученики приводят к любимому учителю своих детей и рассказывают им о былых временах своего детства. За 45 лет работы в Родаковской школе Ольга Ивановна успела выпустить не одно поколение учеников, которые нашли себя в любимых профессиях, сохранив детскую непосредственность и жизнелюбие, приобретенные в школе. Среди них есть и те, кто, по примеру своей учительницы, стал преподавать русский язык и литературу: Федорович Инна, Журавлева Виктория, Вишневецкая Анна, Буряк Алена.
Ученики Ольги Ивановны — постоянные призеры на районных олимпиадах, участники конкурсов сочинений.
Ее труд был оценен жителями и руководством родного поселка: в 2016 году Белле О.И. присвоили звание почетного гражданина поселка Родаково. В этом же году учителю была объявлена благодарность Председателя Совета Министров ЛНР за многолетний безупречный труд.
В 2017 году учитель представила свой обобщенный педагогический опыт на Всероссийском уровне, который прошел редакционную экспертизу и доступен для всеобщего ознакомления на страницах образовательного СМИ «Проект "Инфоурок"». Тема представленных материалов: «Работа с текстом произведения на уроках литературы в старших классах».
И сегодня, продолжая работу в школе, учитель ставит своей задачей научить детей грамотно писать и говорить, воспитать в них потребность думать, спорить, отстаивать свою точку зрения, старается показать, какие возможности перед ними открыты, помочь им найти свое место в жизни. И специальность учителя-словесника позволяет сделать это на примерах из классической русской литературы. Где, как не на уроках литературы, говорить о вечных ценностях: доброжелательности, порядочности, милосердии, благородстве?
Оглядываясь на свое педагогическое прошлое, учитель вспоминает всех своих учеников, их любознательные лица, доверчивые взгляды, задушевные беседы с ними и понимает, что все, сделанное ею, было не зря.