В рамках педагогической декады посвященной году педагога и наставника, с целью своевременного выявления и профилактики речевых нарушений, обучения родителей применению в домашних условиях специализированных приемов по исправлению нарушений звукопроизношения у детей, специалисты Территориальной психолого-медико-педагогической консультации Славяносербского района (ТПМПК Славяносербского района) учитель-логопед Инна Жук и учитель-логопед Олеся Емельянова провели консультации родителей 60 детей Славяносербского района, при этом поставив некоторым обучающимся звуки (родители предупреждены: после постановки звука нужна автоматизация, иначе постановка – это временная мера, и звук очень быстро исчезнет!)
Консультативные дни были приурочены к профессиональному празднику Международному дню логопеда (14 ноября). В России профессиональный праздник специалистов по речевым расстройствам и их коррекции появился в 2004 году.
Зарождение специальности произошло ещё в XIX веке. А логопедия как отдельная ветвь науки сформировалась в 1850-х годах. Специалисты того времени считали, что нарушения речи связаны с проблемами речевой мускулатуры и трудностями артикуляции.
С развитием науки направление постепенно наполнялось и педагогическим содержанием. Современный логопед обладает навыками психологии, дефектологии, физиологии и языкознания. Работа логопедов – это длительный коррекционный путь, который требует колоссального терпения и профессиональной выдержки.
Консультирование уже давно представляет родовое понятие для различных видов консультативной практики в работе учителей-логопедов, педагогов-психологов, учителей-дефектологов и др. Консультирование носит рекомендательный характер. Позитивным результатом этого вида деятельности является изменение отношения родителей к ребенку в сторону принятия его особенностей, выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии ребенка и проведение индивидуальных практикумов по обучению родителей (артикуляционная, дыхательная, голосовая виды гимнастик и т. д.).
Не следует считать, что роль родителей в процессе исправления речи оканчивается в момент обращения к специалисту.
Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению».
В условиях современной действительности роль учителя-логопеда становится все более значимой. Это обусловлено тем, что отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии.
Заведующий ТПМПК Славяносербского района, педагог-психолог Ирина Скосырская акцентирует внимание родителей на том, что «речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, формирование личности ребёнка, препятствуют его успешной социальной адаптации. Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. Это первая ступень овладения ребенком родным языком – средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности».
Правильная и грамотная речь – это важнейшее условие всестороннего развития детей. И чем правильнее речь у ребенка, тем яснее и понятнее он может выражать свои мысли, тем активнее идет его интеллектуальное и физическое развитие.