На базе ГУ ЛНР «Славяносербский РКЦОГОО» в рамках педагогической декады посвященной году педагога и наставника, с целью своевременного выявления и профилактики речевых нарушений, обучения родителей применению в домашних условиях специализированных приемов по исправлению нарушений звукопроизношения у детей, специалисты Территориальной психолого-медико-педагогической консультации (ТПМПК) Славяносербского района учителя-логопеды оказали консультативную помощь родителям 23 детей Славяносербского района.
Консультативный день приурочен к профессиональному празднику Международному дню логопеда (14 ноября).
Консультирование уже давно представляет родовое понятие для различных видов консультативной практики в работе учителей-логопедов, педагогов-психологов, учителей-дефектологов и др. Консультирование носит рекомендательный характер. Позитивным результатом этого вида деятельности является изменение отношения родителей к ребенку в сторону принятия его особенностей, выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии ребенка и проведение индивидуальных практикумов по обучению родителей (артикуляционная, дыхательная, голосовая виды гимнастик и т. д.).
Учитель-логопед Инна Жук, являясь также учителем начальных классов, отметила: «В настоящее время все больше детей имеют нарушения в речи. Многих родителей интересует, возможно ли исправить недостатки речи, не прибегая к помощи специалиста? Мы попробуем помочь вам! Каждому родителю необходимо помнить о значимости своевременного формирования лексико-грамматического строя языка ребенка, так как это является важным условием подготовки ребенка к школе, его полноценного речевого и психического развития. С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Дети с трудом овладевают русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Стойкое нарушение чтения называют ДИСЛЕКСИЕЙ, письма – ДИСГРАФИЕЙ. Нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка, при этом признаков отставания в умственном развитии у него нет. Этого можно избежать, если ребенку будет оказана логопедическая помощь. Сегодня все родители получили ответы на волнующие вопросы относительно речевого развития и формирования правильного звукопроизношения у их детей».
- Ребенок не рождается со сложившейся речью, – подчеркивает учитель-логопед Олеся Емельянова.
– Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связывать между собой слова, строить предложения, ясно и последовательно излагать свои мысли. Но, к сожалению, иногда речевое развитие происходит с опозданием или с особенностями развития. В этом случае ребенку необходима помощь в исправлении нарушений речи. Самый благодатный период для преодоления нарушений речи – это дошкольный возраст. Важно не упустить его! Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции. Правильная, красивая, связная речь – это залог успешного обучения ребенка в школе, овладения им не только родным, но и иностранными языками.
Не следует считать, что роль родителей в процессе исправления речи оканчивается в момент обращения к специалисту. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению».
В условиях современной действительности роль учителя-логопеда становится все более значимой. Это обусловлено тем, что отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии.
Заведующий ТПМПК Славяносербского района, педагог-психолог Ирина Скосырская акцентирует внимание родителей на том, что «речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, формирование личности ребёнка, препятствуют его успешной социальной адаптации. Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. Это первая ступень овладения ребенком родным языком – средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности».
Правильная и грамотная речь – это важнейшее условие всестороннего развития детей. И чем правильнее речь у ребенка, тем яснее и понятнее он может выражать свои мысли, тем активнее идет его интеллектуальное и физическое развитие.