На базе ГУ ЛНР «Славяносербский РКЦОГОО» в рамках педагогической декады посвященной году педагога и наставника с целью организационно-методической поддержки деятельности специалистов социально-психологической службы школ Славяносербского района состоялся районный инструктивно-методический семинар-практикум по работе с трудными подростками «Социально-педагогическое сопровождение неблагополучной семьи, подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении» для социальных педагогов.
Определение понятия «трудная жизненная ситуация» дано в статье 3 ФЗ от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».
Трудная жизненная ситуация – это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.
В статье 1 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 1998 года № 124-Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации» сформулированы типичные трудные жизненные ситуации для ребенка.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации:
дети, оставшиеся без попечения родителей;
дети - инвалиды;
дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии;
дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
дети - жертвы насилия;
дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
дети, находящиеся в специальных учебно - воспитательных учреждениях;
дети, проживающие в малоимущих семьях;
дети с отклонениями в поведении;
дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Заведующий Территориальной психолого-медико-педагогической консультации Ирина Скосырская, являясь куратором социально-психологической службы школ Славяносербского района, акцентировала внимание присутствующих: «Несомненно, в практике работы, социальному педагогу, как субъекту системы профилактики, приходится преимущественно сталкиваться с несовершеннолетними и семьями, оказавшимися в трудном и социально-опасном положении. Но цель профилактики и социальной работы в том и состоит, чтобы вывести их из этого положения и придать импульс к эффективному функционированию и жизни в обществе».
Старший инспектор по делам несовершеннолетних Оксана Буквич проинформировала о том, что «в настоящее время семья, как основной социальный институт, переживает глубокий кризис и нуждается в поддержке и защите. Под неблагополучной семьей склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные» дети. Организуя работу с семьями, необходимо четко определить понятие «семья, оказавшаяся в социально опасном положении». Выделяют три аспекта понимания данного термина:
- Медицинский - это семьи, где наблюдаются медико-биологические отклонения у членов семьи, препятствующие полноценному функционированию семьи (наличие психических заболеваний у взрослых, нарко и алкозависимые);
- Социально-административный - семьи, условия и уровень жизни которых расцениваются как малопригодные или непригодные для проживания и развития детей;
- Психолого-педагогический - семьи, где нарушены внутрисемейные и внешние социальные связи, что ведет к личностной деформации членов семьи.
В соответствии с «Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 19.10.2023) ст. 5.35 «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних» неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних - влечет наложение на них административной ответственности…»
Руководитель методического объединения социальных педагогов социальный педагог ГОУ ЛНР «Лозовская вечерняя (сменная) СШ» Людмила Легчилова в своем выступлении обратила внимание на алгоритм организации работы с семьями находящимися в социально опасном положении: «На протяжении всего жизненного цикла семья постоянно сталкивается с трудными ситуациями, которые либо объективно нарушают жизнедеятельность человека или его семьи, либо субъективно воспринимаются им как сложные и потому не могут быть преодолены самостоятельно. В одних случаях такие ситуации бывают следствием неблагоприятного воздействия социальных процессов. В других – результатом действия горизонтальных и вертикальных стрессоров. Можно определить, как примерный круг семей, которые с наибольшей вероятностью будут нуждаться в оказании социально-психологической помощи, так и общий алгоритм работы по профилактике семенного неблагополучия, а также модификации технологий работы соответственно с каждой из определенных проблем».
Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросфера, образ жизни семьи в целом.