19 января 2023 года на базе ГУ ЛНР «Славяносербский РКЦОГОО» в рамках Года педагога и наставника состоялся семинар-тренинг для молодых педагогов «Функциональная грамотность – современный вызов для образования».
Функциональная грамотность – это уровень образованности, дающий возможность на основе полученных знаний, умений и навыков решать стандартные и нестандартные жизненные задачи в различных сферах деятельности. Функциональная грамотность определяется комплексом факторов: социальных, политических, экономических, культурных и др.
Заведующий методическим кабинетом Наталья Попова акцентировала внимание присутствующих: «Функциональная грамотность – это индикатор общественного благополучия. Поэтому для школы возникает очень важная цель: подготовить и обучить мобильную личность, способную при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным. И одна из основных задач школьного образования сегодня – подготовить учащегося к адаптации в современном мире».
На семинаре выступила методист Людмила Викис: «При компетентностном подходе к оценке результатов обучения в понятие «функциональная грамотность» вкладывается следующий смысл:
1) читательская грамотность – способность к пониманию и осмыслению письменных текстов, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества;
2) математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину;
3) естественнонаучная грамотность – способность использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений;
4) финансовая грамотность – способность к пониманию финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивация и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни;
5) глобальные компетенции – способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству».
Методист методического кабинета Ирина Скосырская в своем выступлении затронула психологические аспекты формирования функциональной грамотности обучающихся, вопрос развития креативного мышления, как одного из аспектов функциональной грамотности.
В практической части семинара работники методического кабинета показали решение различных задач, формирующих у обучающихся навыки функциональной деятельности.
Результатом развития функциональной грамотности является овладение обучающимися системой ключевых компетенций, позволяющих молодым людям эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации и успешно использовать их в процессе социальной адаптации.