В конце ХVII в. и начале XVIII в. началась миграция народов православного вероисповедания, попавших под духовное и физическое иго турков. Патриотически настроенные сербы были ярыми врагами Оттаманской империи, готовыми вести борьбу с турками вооруженным путем. Они стремились сохранить свой язык, веру, все то, над чем нависла реальная угроза в Сербии. Они уходили за Дунай, спасаясь от насильственного обращения в ислам, «отуречивания», наконец от уничтожения как нации.
Тяжелым было экономическое и правовое положение сербского населения и в Австро-Венгрии. Сильными были религиозные притеснения (запрещение строить церкви, хоронить усопших по христианским обычаям, разработка проекта по переводу сербов из православной веры в униатскую) со стороны католического духовенства. Поэтому мысли сербов обратились к великой православной империи – России, в которой они со времени Петра I видели свою защитницу и покровительницу.
Идея военной колонизации земель, расположенных между Северским Донцом, Бахмутом и Луганью, путем расселения православных христиан из Балкан – подданных Австрийской империи, начала обретать реальность при императрице Елизавете Петровне.
В 1751 г. полковник Иван Хорват обратился к послу России в Вене графу Бестужеву-Рюмину. Он просил отвести ему и другим офицерам из Сербии выгодные места, чтобы селится там. Иван Хорват обещал набрать из православных целый гусарский полк в тысячу человек и вывести его в пределы России с полным обмундированием, обязался свой полк снабдить амуницией и лошадьми. Кроме гусарского Хорват обещал набрать пехотный полк регулярных пандур числом в 2000 человек.
22 мая 1751 г. граф Бестужев-Рюмин в письме к императрице Елизавете, изложил проект привлечения сербов в российскую военную службу. Он обосновал необходимость использования сербов, потомственных и опытных воинов, на юго-восточных границах империи.
13 июля 1751 г. рескриптом императрицы полковнику Хорвату и его офицерам было предоставлено право перейти в Российское подданство. В августе Хорват с группой переселенцев (218 человек) отправился в Россию и в октябре прибыл в Киев.
Вслед за командой И.Хорвата в Киев в 1752 г. прибыли со своими людьми полковник Иван Шевич и подполковник Райко Депрерадович. После длительного обсуждения на разных уровнях вопроса размещения этой партии выходцев из Австро-Венгрии было решено поселить их между реками Бахмутом и Луганью. 31 марта 1753 г. на совместном заседании Сената, Военной и Иностранных дел коллегий поселение полков Депрерадовича и Шевича рассматривалось в общем контексте проблемы укрепления южных границ России. На заседании принято было решение вместо Украинской линии, строить новую – от устья Самары к Бахмутской крепости, а между Бахмутом и Луганью разместить людей Депрерадовича и Шевича. Это решение было закреплено Указом Сената от 29 мая 1753 г. «О распоряжении по поселению сербов Шевича и Прерадовича с их единоземцами между Бахмутом и Луганью». Им были выделены земли от Бахмута до Лугани, в назначенных от линии укреплениями редутами местах, а именно: начав от того Бахмута через вершину реки Сейжаровки и к вершинам рек Миуса и Белой, а от оных назначенной в ландкарте Красной Линии и до Лугани, не впуская их по сю сторону Донца, где Донских казаков дачи до Бахмута простираются. Этим же Указом предусматривалось поселить на этой территории не менее 3000 дворов, а в случае потребности их численность можно было довести до 5000. Таким образом, было окончательно определено место будущей Славяносербии.
Верхняя граница территории полка Р. Депрерадовича шла по Донцу, от устья р. Бахмут до Ореховой балки, восточнее речки Нижней Беленькой. Западная граница полка Депрерадовича проходила по р. Бахмут от устья до впадения в нее р. Сухая Плотва, затем поворачивала на юго-восток до слияния рек Дальняя и Ближняя Плотва. Далее граница шла по балкам до Государева буерака, не включая его. Оттуда до Булавина колодезя и затем к вершине р. Белой (Белая Лугань). По течению Белой Лугани до Утина буерака, оттуда на вершину р. Лозовой, затем на р. Ломовую и по ней на р. Лугань до Орехова буерака, и на север до р. Северский Донец.
Восточнее от поселений полка Р.Депрерадовича располагался полк И. Шевича. На севере и северо-востоке его территория ограничивалась Северским Донцом, на востоке он граничил с землями Области Войска Донского. Более половины рот полка стояло на правом берегу р. Северский Донец.
В середине 1755 г. на территории Славяносербии поселилось лишь 1513 человек, в т.ч. 1102 мужчины и 412 женщин. Из них в полку Шевича – 799 человек, а в полку Депрерадовича – 714 человек. Понимая, что одними сербами и хорватами заселить эти территории не удастся, было получено разрешение принимать в Славяносербию не только сербов, болгар, македонцев и волохов, но и других выходцев из Австрии, Валахии и Молдавии православной веры.
В целом организация Славяносербии сопутствовала освоению малозаселенного района между реками Бахмутом и Луганью.
Славяносербскими ротами было основано 15 населенных пунктов: Серебрянка, Приволье, Верхнее, Нижнее, Крымское, Подгорное (Славяносербск), Каменный Брод, Желтое, Красный Яр, Вергунка, Черкасское, Хорошее, Калиново, Троицкое, Луганское. Кроме того, офицерами этих полков были обоснованы села Веселая Гора, Родаково, Сентяновка, Александровка, Филипповка, Зимогорье, Михайловка и другие.
В результате освоения земель развивалось сельское хозяйство. Получили развитие ремесла, зарождались мануфактуры.
Важное значение для дальнейшего развития и заселения края имели административные реформы середины 60-х гг. XVIII в. – разделение территории Украины на губернии. Указом от 11 июня 1764 г. к Новороссийской губернии присоединили Украинскую линию, Славяносербию и Бахмутский казацкий полк.
ГУ ЛНР «Славяносербский районный краеведческий музей»