Учитель начальных классов Перевальской гимназии № 1 Ксения Збицкая, ставшая победителем конкурса "Педагог года Луганщины", поделилась с ЛИЦ советами для родителей по развитию у детей мотивации к учебе.
ПРОСТАЯ ФОРМУЛА
Родители должны четко понимать, что заставить ребенка учиться не получится. Необходимо создать все условия для мотивации детей к успешной учебе. Одним из таких моментов является личный пример. Если родители не читают книги, то чего они хотят добиться от своих чад? Все это берет начало с самого рождения малыша. Систематическое чтение сказок, потешек, пение песен на подсознательном уровне закладывает в ребенке желание читать и узнавать новое.
Обязательно поощрять детей за успехи, даже за самые маленькие, поддерживать, а не ругать в случае плохой отметки, интересоваться у классного руководителя проблемами в обучении и совместно приходить к их разрешению. Ведь положительные взаимоотношения между учителем, родителями и учеником являются фундаментом качественного образования обучающихся.
Отдельное место в этом процессе отводится педагогу. Важно заинтересовать детей, преподносить материал в простой игровой форме, пробуждая тем самым у ребят интерес к учебе.
Формула проста: творческий подход учителя + поддержка родителей = прилежный ученик.
НЕ НАВРЕДИТЬ
В книге "Саммерхилл - воспитание свободой" есть замечательная фраза: "Если оставить его (ребенка) в покое, без всякого давления со стороны взрослого, он будет развиваться до тех пределов, до которых вообще способен развиваться". Ни в коем случае нельзя заставлять ребенка, давить на него морально, запугивать, сравнивать с другими учениками из класса. Этими действиями вы только навредите и отобьете желание учиться вовсе, а также безнадежно испортите доверительные отношения со своим ребенком.
ДИСЦИПЛИНА
В большинстве случаев детям нужно немало времени, чтобы научиться самостоятельно справляться со своими обязанностями. Родителям необходимо запастись терпением и пониманием. Один из лучших вариантов достижения дисциплины - ежедневное повторение одних и тех же действий, пока они не станут автоматическими. Первое время собираем портфель вместе - не мама сложила за ребенка, а именно вместе. Научите его самостоятельно собирать портфель, но не забывайте потом проконтролировать.
Это же условие относительно выполнения домашнего задания. Не позволяйте всю работу перекладывать на ваши плечи, иначе пропадет главная цель домашних заданий - самостоятельное их выполнение. Установите четкие границы того, что ребенок должен выполнять, поощряйте и корректируйте его.
НА РАВНЫХ
Понять, что школьник не справляется с нагрузкой, можно просто: или он об этом скажет прямо, или родители сами увидят, что ребенок много болеет, стал апатичным, раздражительным, ему мало что интересно. Поэтому сегодня психологи объясняют родителям, что с детьми нужно общаться на равных и понимать, что перед вами личность. Необходимо выбирать те кружки и секции, которые действительно интересны ребенку, вдохновляют его и радуют.
БАЛАНС МЕЖДУ УЧЕБОЙ И ОТДЫХОМ
Существуют определенные нормы и требования нагрузки для детей в начальной, средней и старшей школе. Время, отведенное на выполнение домашних заданий по всем предметам, не должно превышать полутора часов во втором-третьем классах, двух часов - в четвертом-пятом классах, двух с половиной часов - в шестом-восьмом классах, трех с половиной часов - в девятом-одиннадцатом классах. В первом классе домашнего задания обычно не задают, но если вы и занимаетесь с ребенком дополнительно, то это должно занимать не больше часа с перерывами через каждые 15 минут.
Обязательное условие хорошего самочувствия ребенка - активный отдых и полноценный сон, не менее 10 часов для детей возрастом 6-10 лет. Больше игр на свежем воздухе, общение со сверстниками, посещение кружков и секций по интересам ребенка, теплый микроклимат в семье.