Сельское хозяйство представляет собой сложное объединение разнообразных и многочисленных производственных процессов. Для каждой группы лиц, занятых в полеводстве, животноводстве или на ремонтно-механических работах, характерны свои условия труда и профессиональные вредности. Труд сельскохозяйственных рабочих характеризуется тем, что большинство основных работ проводится в поле, на открытом воздухе, с ранней весны до поздней осени и частично зимой, отсюда возникает зависимость от природно-климатических факторов. Важной особенностью сельскохозяйственного труда является частая смена рабочих операций, выполняемых одним и тем же лицом, что особенно выражено в полеводстве. К особенностям труда в сельском хозяйстве относится также ведение работ на больших пространствах, рассредоточенность мест работы (полей) и их удаления, что сопровождается значительной тратой энергии на преодоление расстояний от места жительства к месту работы; использование химических средств защиты растений и минеральных удобрений, неизбежно приводящая к загрязнению воздуха рабочей зоны и биосферы. Большое влияние на здоровье рабочих оказывает использование высокотоксичных пестицидов, многие из которых обладают отдаленными неблагоприятными последствиями, что превращает эту особенность сельскохозяйственного труда в острую проблему. Например, на труд механизатора большое воздействие оказывают факторы производственной среды, такие как микроклимат на рабочем месте, который зависит от конструкции машины, состояния и оборудования кабины, атмосферных условий, загрязнение воздуха пылью и выхлопными газами, шума, вибрации, статического напряжения отдельных групп мышц.
Все эти особенности сельскохозяйственного производства накладывают определенный отпечаток на правовую базу, регламентирующую мероприятия по защите прав трудящихся сельского хозяйства
Правовое регулирование охраны труда и здоровья работников производится на основе законов, подзаконных актов, трудового договора, коллективного договора, правил внутреннего распорядка, которые должны быть приняты в каждом сельскохозяйственном предприятии.
В теме «Охрана труда» выделяют такие необходимые понятия, как «вредный производственный фактор» и «опасный производственный фактор». Определения этих понятий содержатся в ст. 231 Трудового кодекса Луганской Народной Республики (далее ТК ЛНР). Вредный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию. Опасный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме. Считается, что условия труда безопасны для работников, если воздействие их на работников находится на уровне, не превышающем установленные нормативы.
Проведение специальной оценки условий труда (далее — СОУТ) позволяет определить класс условий труда на рабочих местах. Если результаты СОУТ покажут, что работники выполняют свои трудовые обязанности во вредных и (или) опасных условиях, то обязанность работодателя в этом случае — предоставить им соответствующий объем компенсаций.
Согласно части 2 статьи 5.27 Кодекса об административных правонарушениях Луганской Народной Республики за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее не проведение предусмотрены санкции: влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч российских рублей; на физических лиц - предпринимателей - от пяти тысяч до десяти тысяч российских рублей; на юридических лиц - от тридцати до пятидесяти российских рублей.
Действующим законодательством Луганской Народной Республики для работников занятых во вредных или опасных условиях труда предусмотрен ряд гарантий и компенсаций, которые предоставляются после выявления вредных или опасных факторов трудового процесса по результатам СОУТ.
К таким гарантиям и компенсациям относятся:
- льготное пенсионное обеспечение в соответствии со Списками № 1 и № 2,
- сокращенная продолжительность рабочего времени;
- дополнительный оплачиваемый отпуск;
- повышение размера оплаты труда;
- выдача молока или других равноценных пищевых продуктов.
Более подробно о гарантиях и компенсациях.
1. Льготное пенсионное обеспечение за работу во вредных или опасных условиях труда подтверждается при условии занятости работников во вредных или опасных условиях труда полный рабочий день (не менее 80% рабочего времени).
Наименования работ, профессий, должностей работников, условия труда на рабочих местах которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда, должны соответствовать Списку № 1 и № 2.
Также для подтверждения права работников на льготную пенсию работодатель должен передать в Пенсионный фонд ЛНР копии итогового приказа о проведении СОУТ и Заключение ГЭУТ.
2. Согласно статье 96 ТК ЛНР, для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3 или 4 степени или опасным условиям труда, продолжительность рабочего времени должна составлять не более 36 часов в неделю.
3. Согласно статье 123 ТК ЛНР, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени, либо опасным условиям труда, а минимальная продолжительность такого отпуска не должна быть менее 7 календарных дней.
Окончательная продолжительность такого отпуска определяется работодателем и устанавливается трудовым договором на основании отраслевого соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.
4. Согласно статье 168 ТК ЛНР оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере, а минимальный размер повышения оплаты труда не должен составлять менее 4%.
Конкретные размеры повышения оплаты труда опять же устанавливаются работодателем по согласованию с представительным органом работников.
Законодательством установлены минимальные размеры гарантий и компенсаций, конкретные их размеры устанавливаются работодателем на основании отраслевых соглашений, коллективных договоров с учетом финансовых возможностей предприятия.
В целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда, правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций материалы специальной оценки условий труда подлежат Государственной экспертизе условий труда (ГЭУТ), которая проводится Министерством труда и социальной политики, по результатам которой выдается Заключение о возможности (невозможности) применения результатов СОУТ.