Как научить ребёнка правильно общаться с незнакомыми взрослыми? Нет, разговор не о том, как, не теряя чувства собственного достоинства и смелости, но в то же время вежливо, тактично и не запанибрата общаться со взрослыми людьми. Нет! Речь о безопасности ребёнка, ибо взрослые бывают разными.
Вроде бы всё в порядке: бульвар, дорога, магазин, возле него ребёнок лет 4-х. Стоп! Ребёнок! Один возле магазина! Сегодня эта картина режет глаз и выглядит неестественно. А совсем не так давно возле каждого магазина образовывался целый парк из колясок, и собирался детский сад из ребятишек. И считалось нормальным делом покачать коляску с чужим плачущим малышом. А тот ребёнок у магазина, кстати, не один — рядом огромная овчарка. Ну, и хорошо!
«Никогда не заговаривай с незнакомцами» – урок, преподнесённый ещё Красной Шапочкой, усвоен вроде бы накрепко не одним поколением детишек. Только вот волки с каждым годом становятся всё более лютыми, хитрыми и изобретательными. И «бабайки», уносящие детей, вырвались из сказок прямо на улицы родного города. А чем больше город, тем страшнее его сказки.
В общественных местах, на вокзалах раздают памятки «как вести себя в случае теракта», а своим детям мы внушаем целый свод правил поведения, с которыми трудно спорить, зная хотя бы один факт – ежедневно пропадает без вести не один ребёнок. Итак, житель города, помни:
- Нормальному незнакомому взрослому никогда ничего не нужно от чужого ребёнка! Поэтому все соблазны (угощения, мультики, котята), просьбы о всевозможной помощи, попытка взять «на слабо» и прочие уловки (коих великое множество – изобретательных и тонких), должны включить «лампочку недоверия» и пресекаться на корню. Разговор должен быть прерван как можно скорее!
- Не подходить к незнакомцу, пытающемуся начать разговор, ближе, чем на 2 метра.
- Если незнакомец взял за руку – вести себя таким образом, чтобы прохожие поняли, что он к тебе не имеет никакого отношения.
- Подозрительная личность – это не обязательно посторонний взрослый на улице, это может быть незнакомый человек в школе.
- В случае необходимости обращаться за помощью к людям, находящимся на рабочих местах: полицейские, работники метрополитена или мамы, гуляющие с детьми.
Страшная картина. Мы вынуждены натягивать на себя и своих детей панцирь страха, недоверия и безразличия. Дети, обвешанные с ног до головы маячками и телефонами с экстренными кнопками, становятся похожими на роботов. И наглухо закрыты двери для настоящей беды и просьбы о помощи – не дозовёшься. С другой стороны – о чём можно говорить, если на кону жизнь ребёнка? Раздумываем о том, как найти золотую середину, как научить быть осмотрительным и осторожным, но открытым и не трусливым? Или это сегодня невозможно совместить? Учиться разбираться в людях? Да, конечно, но ведь даже не каждому взрослому это под силу, да и слишком дорога цена у ошибки. Учиться не путать панический страх и здравую осторожность? Философия, которая может дать сбой на практике. ...
Вариант один: быть с ребёнком. Как можно дольше не выпускать его из поля своего зрения. Бывает, что для этого нет возможности – это другой разговор, значит, надо искать самые безопасные варианты и беседовать, беседовать, беседовать с чадом об осторожности. А если вопрос в желании вырастить ребёнка самостоятельным, то волноваться не стоит — он непременно научится всему в своё время, для этого совсем необязательно быть одному. Пусть он ведёт маму по городу: сам садится в нужный автобус, покупает билет у кондуктора, общается с библиотекарем и делает покупки в магазине. А мама просто будет рядом. Вместе можно помочь слепому перейти дорогу, бабушке донести сумки, приезжему найти достопримечательность, да и просто улыбнуться прохожему. С волками жить – по-волчьи выть? Нет, изо всех сил сохранять человеческий голос и облик!
Но как только ребёнок выходит на улицу один, пусть будет городским Маугли – осторожным, информированным и внимательным!...