Какие бы не совершались реформы в образовании, урок был и остаётся главной формой обучения. И, как и сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса – учитель и ученик. Каким будет урок – решать каждому учителю лично. В этой возможности выбора и состоит принципиальная новизна современного образования.
Современный урок – это, прежде всего, урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, его активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования его нравственных основ.
Какие требования к современному уроку предъявляются сегодня? Как строить урок, чтобы он был эффективным и работал на качество образования? Как, обучая всех, обучить каждого? Всем этим вопросам был посвящён семинар-тренинг для молодых педагогов «Современный урок: поиски, проблемы, решения», который прошёл 23 марта 2021 года в рамках работы «Школы молодого педагога» в Славяносербском районном методическом кабинете.
И уж если речь шла об уроке, то сотрудники методкабинета построили ход семинара таким образом, какова структура технологической карты урока – были учтены все его этапы: организационный момент, постановка целей урока, проверка домашнего задания, мотивация, актуализация опорных знаний, изучение нового материала, закрепление изученного, подведение итогов урока, релаксация и домашнее задание.
Открывая семинар, заведующий Наталья Попова раскрыла тему «Урок как основная форма организации обучения», классифицировала школьные уроки по различным основаниям и выделила главные критерии современного урока.
О требованиях к постановке целей урока и проведению открытых уроков рассказала методист Людмила Викис. Она также провела с молодыми педагогами анкетирование по вопросам организации учебно-воспитательного процесса.
Методист Елена Харченко поведала о мотивационном этапе урока, о классификации физкультминуток для учеников старших классов и провела с участниками семинара физкультминутку.
Тему воспитательных возможностей урока раскрыла методист Нина Ерохина.
В ходе тренинга молодым учителям района пришлось самим почувствовать себя учениками – изучить новую тему, поработать в группах, написать самостоятельную работу. В качестве домашнего задания педагоги получили пакет методических рекомендаций, разработанных методистами методического кабинета специально к мероприятию, – памятки «7 главных критериев современного урока», «Система целей урока», «Проведение открытого урока: распространённые ошибки и как их избежать», «Классификация физкультминуток».
Завершая семинар-тренинг, участники отметили, что современный урок со всеми его требованиями и использованием образовательных технологий – это современный учитель. Самое важное в его практике – системно-деятельностный подход, т.е. перевод ученика из позиции обучаемого в позицию обучающегося через выстраивание образовательного пути для каждого ученика применительно к каждой предметной области.