Администрация Славяносербского района
Луганской Народной Республики

» » Семинар-практикум по русскому языку и литературе состоялся в Родаковской средней школе

Семинар-практикум по русскому языку и литературе состоялся в Родаковской средней школе

16 февраля 2021 года в Родаковской средней школе в дистанционном режиме прошёл семинар-практикум по русскому языку и литературе на тему «Текстоцентрический подход к изучению русского языка и литературы как средство формирования всех видов компетенций».

В теоретической части семинара участникам был представлен мастер-класс учителя О.И. Беллы. В своей презентации опыта Ольга Ивановна показала, что текстоцентрический подход в изучении русского языка на современном этапе является основным и предполагает, что в центре обучения располагается текст, как результат речевой деятельности, как средство обучения и формирования всех видов компетенций. Приведенные примеры из опыта работы убедительно раскрывают утверждение о том, что лингвистические знания и коммуникативные умения и навыки приобретаются учащимися в процессе активной речемыслительной деятельности и закрепляются в ходе грамотно организованной работы с текстом.

Практическая часть семинара содержала открытые уроки, проведенные учителями школы. Было показано, как на практике реализуется интеграция языкового и литературного образования в изучаемом на уроке художественном тексте, т. е. посредством выявления взаимодействия языковой и культурной картин мира.

На открытом уроке в 5-Б классе на тему «Буквы з-с  в конце приставок» учитель Дорошенко О.П. практически показала, как текст может быть основным средством овладения нормами русского литературного языка, приобщения к национальной культуре, средством контроля и диагностики уровня знаний и степени сформированности умений и навыков учащихся.

Участникам семинара был представлен открытый урок в 6-Б классе на тему «Имя числительное», проведенный учителем Е.И. Мацевой. На уроке учитель продемонстрировала, как можно в процессе выполнения упражнений на отработку и коррекцию правописных умений и навыков реализовать практические методы обучения, предложила образцы заданий по конструированию текстов, что особенно важно для осознания учениками функции той или иной единицы в речи, применения их в конкретной речевой ситуации.

При подготовке семинара-практикума учитывалось важное для всей Луганщины событие: 2021 год был объявлен Годом Даля в связи с 220-летием выдающегося лингвиста. С этой датой был связан открытый урок развития речи в 10 классе на тему «Сравнительная характеристика сказки В. И. Даля «Девочка Снегурочка» и русской народной сказки «Снегурочка». Подготовила и провела его Белла О.И. На этом уроке учитель использовала методы и приёмы обучения сопоставительному анализу текстов художественных произведений в единстве формы и содержания; развития навыков анализа, сравнения, сопоставления художественных произведений с привлечением базовых понятий по теории языка и литературы.

Внеклассное мероприятие, предложенное учителями-русоведами, тоже было посвящено Далю. Выступление агитбригады 9-А класса на тему «Пять подвигов Владимира Даля» продемонстрировало результаты формирования всех видов речевой деятельности школьников в процессе работы с текстом сценария о наиболее значимых вехах в жизни и деятельности лингвиста. Таким образом, девятиклассники доказали, что текстоцентрический подход в изучении русского языка и литературы позволяет углубить представления о принципах, приемах и методах системного анализа текстов разных стилей и жанров, помогает развить мыслительные способности школьников.