В рамках объявленного Главой Луганской Народной Республики года Владимира Ивановича Даля 3 февраля 2021 года в Славяносербском средней школе им. Д.С. Полянского прошёл информационный час «Живой как жизнь», подготовленный сотрудниками Славяносербской центральной районной детской библиотеки, посвящённый Дню борьбы с ненормативной лексикой.
Из рассказа библиотекаря семиклассники узнали, что удивительный человек Владимир Даль, родившийся в Луганске, посвятил всю свою жизнь великому русскому языку, а смыслом жизни, самым главным для него стало составление «Толкового словаря живого великорусского языка». В ходе беседы учащиеся отметили, что наш земляк, этнограф и ученый В.И.Даль передал сегодняшнему поколению всю свою любовь к русскому языку.
На мероприятии рассматривалась проблема ненормативной лексики в современном обществе, а именно: жаргоны, бранные слова, иностранные слова, хлынувшие потоком в русский язык. Ведущая информационного часа проанализировала причины распространения в обществе ненормативной лексики и её наиболее агрессивной части — мата, объяснила их природу и предложила конкретные рекомендации по борьбе с этим явлением. Оживлённо, с большим интересом ребята «приводили в порядок», возвращали к нормативной лексике жаргонные слова и выражения, бранные и заимствованные из других языков, предложенные ведущей для речевой пятиминутки.
Библиотекарем были даны советы учащимся, как расширить свой словарный запас и сделать свою речь красивой, грамотной, правильной. Для этого нужно читать классику и чаще обращаться к словарям, в том числе и к «Толковому словарю живого великорусского языка» В.И. Даля, который является незаменимым источником информации, свидетельством любви к своему родному языку, бесценным языковым наследством. Особое внимание учащихся привлекла книжно-иллюстративная выставка «Словарь — русской речи Государь», посвященная данной теме.
Такие информационные часы очень ценны: они пробуждают интерес к родному языку, желание к исследовательской работе, позволяют решать не только учебные задачи, но и воспитательные. Они помогают осознать ответственность за современное состояние русского языка, сформировать критическое отношение к использованию ненормативной лексики, способствовать формированию гражданской ответственности за состояние русского языка и собственной речевой практики.