В общей системе всестороннего и гармоничного развития человека физическое воспитание ребенка дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном детстве закладываются основы крепкого здоровья, правильного физического развития. В эти годы происходит становление двигательной деятельности, а также воспитание физических качеств.
На заседании рабочей группы ГБУ ЛНР «Славяносербский методический кабинет» 21 января 2021 года был рассмотрен материал по физкультурно-оздоровительной работе с детьми за 2020 год в ГДОУ ЛНР Родаковский ясли-сад «Рябинушка», «Славяносербский ясли-сад «Журавушка», «Хорошенский детский сад «Рябинушка», который был собран и проанализирован методистом по дошкольному образованию.
По итогам мониторинга здоровьесберегающей деятельности детских садов, можно сделать вывод, что в дошкольных учреждениях созданы благоприятные условия для физкультурно-оздоровительной работы с детьми: физкультурный зал, спортивная площадка, физкультурные уголки в каждой группе. Для оздоровления детей используются все природные факторы: солнце, воздух, вода, земля (летом хождение босиком), Рижский метод закаливания. Закаливающие мероприятия осуществляются круглый год, а их вид и методика меняются в зависимости от сезона и погоды. Во время приёма детей соблюдаются все гигиенические процедуры, термометрия, проводятся беседы с родителями о здоровье детей.
Ежедневная утренняя гимнастика вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, поднимает эмоциональный тонус, воспитывает внимание, целеустремленность, вызывает положительные эмоции и радостные ощущения, повышает жизнедеятельность организма, дает высокий оздоровительный эффект. Проводится она ежедневно до завтрака, на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических или погодных условий). В течение всей утренней гимнастики, проводимой в зале, форточки и фрамуги остаются открытыми, дети занимаются в физкультурной форме, босиком или в спортивной обуви.
В середине образовательной деятельности проводятся физкультминутки, которые снимают утомление и активизируют мышление детей, повышают умственную работоспособность.
Занятия в физкультурном зале проводятся воспитателями по расписанию два раза в неделю. Физкультурный зал оснащен спортивным оборудованием. Эффективность занятий по физической культуре осуществляется за счет правильного распределения детей на подгруппы в зависимости от уровня физического развития.
С целью предупреждения перегревания детского организма, в каждом учреждении в группах раннего и младшего дошкольного возраста организована помощь в одевании детей на прогулку. Воспитатель выходит на прогулку с подгруппой детей, которые оделись быстрее. Другую подгруппу на прогулку сопровождает помощник воспитателя.
Подготовка к послеобеденному сну проводится методически грамотно. Во время укладывания детей на сон педагоги читают детям произведения художественной литературы или рассказывают сказки.
После сна дети просыпаются постепенно. Применяется корригирующая гимнастика в постели и самомассаж.
Анализ заболеваемости в ДОУ проводится ежемесячно и ежеквартально. Воспитатели в группах ведут экраны заболеваемости и отслеживают количество дней, пропущенных по болезни и без причины. Данные комплексной диагностики позволяют правильно разделить детей на группы здоровья; уделить внимание не только детям с хроническими заболеваниями, но и детям с незначительными отклонениями; а также эффективно строить физкультурно-оздоровительную работу в дошкольном учреждении с детьми 2-й и 3-й групп здоровья и профилактическую с детьми 1-й группы здоровья. Результаты комплексной диагностики заносятся в паспорта здоровья дошкольников, что позволяет ежегодно анализировать состояние здоровья воспитанников, планировать физкультурно-оздоровительную, медицинскую и педагогическую работу в учебном году, прогнозировать основные направления на будущее.
Стало традицией проведение спортивных праздников, досугов, дней здоровья, в которых участвуют дети, сотрудники, родители.
На протяжении года на физкультурных занятиях, на утренней гимнастике, в подвижных играх, на физкультурных праздниках организовывалась высокая двигательная активность детей, применялись дыхательные и циклические упражнения, упражнения для профилактики плоскостопия и сколиоза.
Физическая культура способствует формированию здорового образа жизни, включающего и выполнение правил личной гигиены, и режима дня, и организацию рационального питания ребенка. Целью физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях является освоение основных двигательных действий, подготовка к физическому воспитанию в школе, профилактика и укрепление здоровья средствами физической культуры.
Оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи очень тесно взаимосвязаны между собой. Процесс физического воспитания детей дошкольного возраста должен строиться так, чтобы одновременно решались все перечисленные задачи. Только в этом случае ребенок приобретает необходимую базу для дальнейшего всестороннего развития, не только физического, но и духовного.по дошкольному образованию
ГБУ ЛНР «Славяносербский
методический кабинет»