Администрация Славяносербского района
Луганской Народной Республики

» » Екатерина Иваненко о работе психолога в период адаптации первоклассников

Екатерина Иваненко о работе психолога в период адаптации первоклассников

Период адаптации – важнейший этап в жизни каждого человека. Особенно для ребенка - первоклассника. Так как, переступив порог школы, координальным образом меняются условия жизни ребенка, требования к нему, меняется статус «дошкольник» на «ученик».

В ходе брифинга методист ГБУ ЛНР «Славяносербский методический кабинет» Екатерина Иваненко дала рекомендации по сопровождению детей в период адаптации первоклассников и работе с детьми, испытывающими трудности в обучении, которые помогут в работе специалистов психолого-педагогической службы.

- От благополучности протекания периода адаптации зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

Большинство детей адаптируются к школе достаточно быстро, однако есть первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается, а у некоторых полноценной адаптации к школе на первом году обучения так и не происходит. Психологи общеобразовательных учреждений района оказывают необходимую помощь детям и родителям первоклассников в период сложного этапа адаптации.

Дети с затянутым процессом адаптации во всех отношениях нуждаются в особом внимании со стороны психолога. В этих случаях психолог оказывает консультативную помощь учителям и родителям в понимании причин и поиске таких приемов и способов воспитательной работы, которые помогли бы ребенку лучше приспособиться к школе. Иногда психологу целесообразно оказывать ребенку непосредственную эмоциональную поддержку, как бы выделяя его из других детей и давая ему тем самым дополнительную опору.

Для обеспечения положительной адаптации детей к школе, к классу, к учителям в начале учебного года школьный психолог проводит серию адаптационных занятий для учащихся первых классов «Первый раз в первый класс». Цель таких занятий - познакомить детей со школьными правилами; укрепить желание учиться, получать знания, показать, что знания необходимы; сформировать чувство принадлежности у детей к группе. На данных занятиях дети узнают, что такое школьный распорядок дня, что такое школьные правила и почему их нельзя нарушать, как нужно вести себя на уроке и на перемене. В процессе таких занятий дети учатся успешному взаимодействию детей друг с другом и с учителем, учатся выражать свои мысли и чувства, так же адаптационные занятие воспитывают у детей культуру поведения, вызывают желание соблюдать школьные правила.

Важным является консультативная помощь для учителей начальных классов «Индивидуальная готовность ребенка к школе», в процессе которой педагоги знакомятся не только с основными психологическими типами детей не готовыми к обучению, общей характеристикой их поведения. Кроме этого, даются конкретные рекомендации для учителя как надо вести себя с данным ребенком и что надо делать, чтобы избежать появления учебных трудностей и возможной дезадаптации учащегося.

Психолог проводит коррекционно-развивающие занятий для детей с низким уровнем адаптации к школе. В основу таких занятий включаются упражнения на развитие конструктивного взаимодействия в системе «учитель – ученик», упражнения на изменение отношения детей к правилам поведения в школе, упражнения на развитие рефлексивной позиции, внимательного отношения детей друг к другу, а так же упражнения на снижение уровня школьной тревожности и повышения самооценки. В процессе данной работы учащиеся первых классов обучаются навыкам конструктивного общения, происходит развитие навыков слушания собеседника, формирование конструктивного способа привлечения внимания, развитие уважения и интереса к личности другого человека, развитие рефлексивной позиции. Кроме этого, у учащихся происходит осознание и принятие правил поведения в школе, на уроке, по отношению к различным людям, а так же снижение школьной тревожности и повышение самооценки.

Если в процессе адаптации выявляются дети с низким уровнем развития памяти, внимания, мышления, общей осведомленности, то психолог должен проводить с такими детьми занятия на развитие познавательных процессов.

В период школьной адаптации очень важным является поддержка ребенка со стороны родителей. Именно от них зависит, в большей степени, настроение ребенка с которым он приходит в школу, эмоциональное состояние, положительный настрой. Важным является выступление психолога на родительском собрании с рассказом об особенностях этого периода, о том, что могут сделать родители, чтобы облегчить детям адаптацию к школе. Специалисты психолого-педагогической службы должны наблюдать за поведением, эмоциональным состоянием детей – первоклассников, давать рекомендации родителям по взаимодействию с ребенком.

Важным является спокойное, уважительное общение с детьми, а также благоприятная атмосфера в окружении ребенка. Необходимо рекомендовать родителям соблюдать режим дня школьника. В семье каждый раз нужно мотивировать ребенка на обучение, говорить, что в школе все хорошо, что много интересного ребенок узнает там, поддерживать авторитет учителя. Если у ребенка что-то не получается, ругать его не в коем случае нельзя! Можно сказать: «Давай попробуем еще! В другой раз у тебя точно все получится!» Необходимо хвалить ребенка даже за самую маленькую удачу, поддерживать его, каждый день интересоваться успехами ребенка. Следует обсудить с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе.

Родителям следует в течение дня найти хотя бы полчаса, когда они полностью будут принадлежать ребёнку, не отвлекаясь на другие дела. В этот момент важнее всего заботы ребенка, его радости и неудачи. Родителям необходимо быть внимательными к жалобам ребёнка на плохое самочувствие.

Когда ребенок учит уроки, в период дистанционного обучения, желательно делать между предметами 15-20 минутный перерыв. Не следует учить все за один присест. Необходимо дать возможность ребёнку выполнять задания самостоятельно, помогать нужно только если есть необходимость.

Самый важный результат помощи в период адаптации - это восстановление у ребенка положительного отношения к жизни, в том числе к повседневной школьной деятельности, ко всем лицам, участвующим в учебном процессе ребенка - родителям и педагогам.

Когда учеба приносит детям радость, школа не является проблемой, - проинформировала Екатерина Иваненко.