Что такое династия? Это представители одного и того же рода, охваченные одной идеей и стремящиеся к одной и той же профессии.
Как она зарождается? Да просто, среди всех членов семьи есть один, который, как зерно дающее всходы, пускает новые молодые ростки профессиональных традиций.
Таким сеятелем, который посеял зерно будущей педагогической династии Турченко, стала Извольцева Клавдия Сергеевна, мама основателя династии. Образование Клавдии Сергеевны было всего 4 класса начальной школы, а у ее мужа 2 класса, но мечтой всей ее жизни было дать своим детям образование. Старшая из дочерей – основатель династии – Турченко Нина Васильевна (в девичестве Извольцева), стала первой, кто получил педагогическое образование и стал учителем. Ее педагогический стаж 52 года, из них 15 – директор Петровеньковской школы в Славяносербском районе.
У 14 летней Ниночки, после 7 класса встал вопрос: куда пойти учиться дальше? В городе Либедянь Липецкой области 4 техникума. Семья имела 3-х детей, жила трудно. И на семейном совете выбор пал на педагогическое училище. Учиться там было интересно. Учителя интересные люди, у каждого своя изюминка и влюбленность в профессию. Эти же качества они передавали своим студентам.
После окончания Лебедянского педагогического училища, получила квалификацию учитель начальных классов и была направлена в Лебедянский район село Яблонова Голова, район сельский, как и сейчас не хватало учителей. И вот в семнадцать с половиной лет учитель с косичками был направлен в сельскую школу, учителем биологии, географии, труда, рисования и пения (играла на мандолине). И сразу же поступила в Липецкий педагогический институт. На второй год в Яблоновской школе дали часы русского языка и литературы. Классы с тройной параллельностью по 30-35 человек. Часов русского языка и литературы много, в большой сумке, которую с трудом подымала, носила тетради для проверки. Вместе с сельскими школьниками помогали местному колхозу, работали на току, за активную работу и достижения высоких урожаев 6 учеников, ее отряда были направлены в «Артек». Три года пролетели незаметно. После этого работала завучем в Крутовской школе Лебедянского района.
А жизнь продолжалась. И в 1968 Нина Васильевна переехала на Украину и до выхода на пенсию в 2015 проработала в Петровеньковской школе. Говорят, у человека 5 чувств, но здесь было еще одно – любовь к школе, к своей профессии, к детям.
Младшая сестра Нины Васильевны брала всегда с нее пример. И кем же ей стать, как не учителем. Надежда Васильевна окончила Липецкий педагогический институт, по специальности учитель биологии. Полученное ранние звание кандидата в мастера спорта по спортивной гимнастике, дало возможность поступить в институт физической культуры в г.Москве. После окончания высших учебных заведений пришла работать учителем биологии в СОШ № 3 своего родного города Лебедянь. Она за свои 40 лет педагогической деятельности никогда не пожалела, что выбрала эту тяжелую, но достойную профессию, 15 лет из которых проработала завучем по учебной части.
Следующий член этой династии – Турченко Владимир Алексеевич. Профессию учителя выбрал не сразу, простой деревенский парнишка даже не думал об этом, получив простую рабочую специальность, но жизнь круто изменила взгляды, когда он связал свою судьбу с Ниной Васильевной. В 26 лет Владимир Алексеевич поступил на заочное отделение в Луганский педагогический институте, получив специальность. После окончания института, на протяжении многих лет, он работал учителем физкультуры и труда в родном для себя селе Петровеньки Славяносербского района,
У него было перерыв в работе – Владимира Алексеевича избрали председателем Хорошенского сельского совета. После государственной службы вновь вернулся в школу, но учителем физической культуры работать уже не мог – тяжелейшая операция на позвоночнике: остался завхозом. Его стаж работы в школе – 41 год. Из них – 3 года директором Петровеньковской школы Славяносербского района.
Дочь Халилова Елена Владимировна, продолжила династию. В 17 лет поступила в Луганский педагогический институт на заочное отделение по специальности учитель начальных классов, параллельно преподавая в родной школе рисование и биологию. После окончания института назначена заместителем директора по воспитательной работе в этой же школе. Елена Владимировна пишет стихи и выпустила свой сборник. Проявила она себя и как эколог. Она стала главой «Детской общественной экологической организации в Луганской области». Писала статьи по экологии, которые печатались в экологических журналах. Награждена Почетной грамотой Министерства по делам молодежи, туризма и спорта за работу с детьми. Позже стала директором этой же школы, на этой должности проработала 9 лет. Елена Владимировна не могла сидеть на месте, постоянно что-то благоустраивала в школе. Состоялась перепланировка комнат в здании, появился актовый зал, кабинет директора, капитальный ремонт и оформление всех классных комнат. Через бывших своих одноклассников обеспечила школьную столовую посудой.
Стал преподавателем и брат Елены Владимировны, Сергей Владимирович, его ученики уже люди с устоявшимися характерами – будущие офицеры. Он преподает в академии инженерных войск. Так что общий стаж династии уже свыше 100 лет. Еще следует заметить, что в Славяносербском районе это единственная династия, где представители одной семьи были директорами одной и той же школы на протяжении многих лет.
Продолжателем династии становится и сын Елены Владимировны Самир, который в 2020 г. поступил в Лебедянский педагогический колледж на специальность внешкольное образование педагог в области физкультурно-оздоровительной деятельности. Парень не просто выбрал эту профессию его дед по отцовской линии преподаватель географии Бакинском педагогическом университете.
Заложены кирпичи в династию первый ряд, второй. Кто знает, как будет дальше. Время сейчас зыбкое. Но хочется верить, что это только начало. Ведь во все времена хороший учитель всегда является прекрасным другом, примером для подражания, хорошим гражданином и настоящим патриотом своей страны. Несомненно, профессия учитель – одна из самых важных, она достойна уважения, восхищения и бесконечной благодарности. Ведь именно учитель наполняет ребенка знаниями, опытом и мудростью как драгоценную вазу. Профессия учителя – это вклад, длиною в жизнь.