Отдел по делам семьи и детей Администрации Славяносербского района Луганской Народной Республики предупреждает о том, что в силу природного любопытства дети часто играют в неприспособленных для этого местах, склонны исследовать необычные явления и предметы и интересуются военными "сувенирами".
Наибольшую опасность представляют заброшенные или скрытые боеприпасы или их составляющие. Они как раз часто оказываются там, где их могут найти дети. Что делать взрослым?
БЕСЕДА С ДЕТЬМИ
Во-первых, стоит помнить, что запреты, которые не объясняют, воспринимаются детьми как безосновательные и они часто их нарушают. Поэтому фразы "не уходи со двора", "не бери в руки незнакомые предметы" без дополнительной разъяснительной беседы вряд ли окажутся действенными.
Возможные последствия
Например, взрыв гранаты может убить или искалечить. Гранатный запал, если находиться близко, также может искалечить, а если во время взрыва еще и держать его в руке - гарантированно безвозвратно искалечит.
Маленьким детям расскажите, что обломки могут не только убить (большинство детей младшего возраста не осознают понятие смерти), но и вызвать тяжелые травмы, постоянная боль, заботы и горе для родителей. Маленьким, чувствительным детям можно сказать, что они могут попасть в больницу, где родителей не будет рядом, будет больно, там постоянно делают уколы, а вместо игрушек родным придется покупать лекарства.
Вероятные места нахождения и внешний вид
Когда дети усвоили, что "игра" со взрывчаткой может принести большое горе, можно переходить непосредственно к мерам безопасности. Детям стоит рассказать не только, где могут находиться, а и как выглядят опасные предметы.
Часто взрывоопасные предметы могут попасть в руки детей и в отдаленных, безлюдных местах - например, на заброшенных стройках.
Заметить установленную растяжку очень сложно Ребенок должен понимать, что выглядеть взрывоопасные предметы могут по-разному, хотя и имеют некоторые общие черты. Лучше всего продемонстрировать фотографии.
Объяснение что делать, когда ребенок увидел предмет, похожий на взрывное устройство. Конечно, ни в коем случае не трогать, не сзывать друзей "посмотреть", а если они рядом - предупредить их, чтобы отошли как можно дальше и не подпускали к опасному месту малышей и предупреждали окружающих, а самому немедленно рассказать о находке взрослым. Эта дополнительная ответственность займет детскую компанию важным, взрослым делом и отвлечет мысли от идей исследовать необычную находку. Также стоит сказать ребенку, что если кто-то из его товарищей нашел такой предмет, то подходить к нему нельзя, а, наоборот, товарища надо попросить, чтобы покинул опасное место, и так же предупредить родителей, учителей или кого-то другого, кому дети доверяют.
Тем более, когда ребенку уже объяснили и продемонстрировали принцип действия боеприпасов, ему меньше хочется изучать его на практике.
Еще один очень опасный вид взрывных устройств – это самодельные устройства. Они изготавливаются из веществ, по которым нет строгого контроля, выглядеть могут как угодно, а вести себя могут абсолютно непредсказуемо. О них тоже стоит рассказать детям.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА (для детей)
Что делать, если нашел опасный предмет:
1. Не трогай – не трогай ни руками, ни любыми предметами
2. Попроси друзей отойти минимум на 30 метров и укрыться за стенами
3. Осторожно отойди от опасного места (желательно той же дорогой, что и пришел)
4. Попроси друзей остаться на месте и предупреждать об опасности окружающих, особенно не допускать к месту находки младших детей
5. Предупреди взрослых – родителей, учителей, а если взрослых, которым ты доверяешь, нет рядом – обратись к ближайшему полицейскому.