Администрация Славяносербского района
Луганской Народной Республики

» » и.о. начальника отдела по делам семьи и детей Максим Сороколет о детском и подростковом суициде

и.о. начальника отдела по делам семьи и детей Максим Сороколет о детском и подростковом суициде

Исполняющий обязанности начальника отдела по делам семьи и детей Администрации Славяносербского района Максим Сороколет в ходе брифинга рассказал о причинах и формах профилактики детского и подросткового суицида.

Дети и подростки – самая беззащитная категория людей. Они порой не в силах провести грань между добром и злом, жизнью и смертью. Опасность суицида у детей является серьёзной проблемой. Каждому родителю необходимо быть внимательным по отношению к своему ребёнку, чтобы не пропустить первые признаки суицидального поведения.

Типология суицидов

Различают три основных вида суицида:

истинный суицид – осознанные действия, направленные на совершение акта самоубийства, лишение себя жизни. Это сопровождается размышлениями о смысле жизни, переживаниями, которым предшествует депрессивное состояние или угнетённое настроение;

демонстративный суицид с желанием умереть не связан. Это скорее способ обратить внимание других на свои проблемы, своеобразный призыв о помощи, шантаж, которые используют слабые люди, не имеющие других способов воздействия;

скрытый, или непрямой, суицид (косвенное самоубийство) – это завуалированное самоубийство, саморазрушающее поведение, направленное на резкое либо постепенное снижение длительности своей жизни. Это своеобразная игра со смертью (осознанное употребление в больших дозах алкоголя, никотина, сильных наркотиков, занятие экстремальными видами спорта, самоизоляция). Человек отдаёт себе отчёт, что подобное поведение опасно для его жизни, но продолжает вести себя подобным образом.

Динамика развития суицидального поведения

При истинном суициде намерение покончить с жизнью может развиваться на протяжении длительного времени – от нескольких дней до нескольких лет.

Следует отметить, что после попытки ребёнка или подростка совершить самоубийство относиться к нему начинают с повышенным вниманием и заботой. В это время повторение суицидальных действий маловероятно. По истечении относительно небольшого времени (примерно трёх месяцев) взрослые отмечают, что ребёнок не высказывает мыслей о суициде и внешне спокоен, и начинают вести прежний образ жизни, решив, что ребёнок преодолел кризис. Однако при отсутствии проработки ситуации, приведшей к суицидальным действиям, существует угроза совершения повторной суицидальной попытки. Следовательно, за ребёнком, предпринявшим суицидальные действия, необходимо длительное время наблюдать, беседовать с ним, оказывать ему поддержку, проводить иные профилактические действия.

Характерные черты суицидальных личностей

Людей, совершающих суициды, отличают следующие особенности:

ощущение беспомощности и безнадёжности;

неспособность видеть положительные моменты, иной выход из ситуации;

депрессивное настроение, часто сопровождающееся потерей сна, аппетита;

утрата семейного, общественного престижа, особенно в группе сверстников;

в случае ухода из семьи или лишения поддержки чувство изоляции и отверженности;

неспособность общаться с другими людьми из-за мыслей о самоубийстве;

настойчивые мысли о суициде;

наличие обобщения и фатальности в мыслях и речи;

амбивалентность – хотят умереть и в то же время хотят жить;

возможно присутствие сильной наркотической или алкогольной зависимости.

Необходимо срочно предпринимать необходимые меры при обнаружении у детей, подростков подобных признаков в поведении. То есть внимательное отношение взрослых способно предотвратить суицидальные действия детей.

Классификация причин суицида

Для детей и подростков причинами суицидов могут стать:

несформированное понимание смерти – часто дети считают, что всё можно будет вернуть назад;

депрессивные состояния детей и подростков так же могут привести к суицидальным действиям;

дисгармония в семье – дети могут решиться на самоубийство из-за отсутствия взаимопонимания между ними и родителями;

саморазрушающее поведение (употребление алкоголя, наркотиков) может подтолкнуть к совершению самоубийства;

ранняя половая жизнь часто приводит к ранним разочарованиям: наступление нежеланной беременности, расставание с любимым могут стать причинами суицидальных действий;

реакция протеста при нарушении взаимоотношений со взрослыми, сверстниками может стать причиной самоубийства детей или подростков;

отсутствие идеологии в обществе так же способствует росту числа детских и подростковых суицидов.

«Группа риска»

К «группе риска» по суицидальным действиям можно отнести следующих детей и подростков:

дети и подростки из семей, в которых были случаи суицидов;

дети и подростки из социально-неблагополучных семей;

сверхкритичные к себе дети и подростки;

страдающие от хронических или смертельных болезней, испытанных унижений или трагических утрат, покинутые окружением дети и подростки;

дети и подростки с затяжным депрессивным состоянием;

фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами и реальными достижениями в жизни;

дети и подростки с нарушенными межличностными отношениями;

дети и подростки, злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, с девиантным поведением.

Эти дети требуют к себе особо тщательного внимания со стороны взрослых. Так или иначе они все нуждаются в помощи со стороны взрослых, хотя сами зачастую этого не осознают. Поэтому, к сожалению, только единицы из них обращаются за помощью к психологам. Но ко всем намёкам на суицид следует относиться со всей серьёзностью.

Профилактика

За любое суицидальное поведение ребёнка в ответе взрослые.

Прежде всего взрослые должны интересоваться делами ребёнка, разговаривать с ним, задавая вопросы о его состоянии, строить планы на будущее. Это общение должно быть позитивным. Так же благотворно на психическом состоянии сказывается занятие новыми делами. И взрослые способны подтолкнуть ребёнка к этому. Крайне необходимо соблюдение детьми и подростками режима дня. И взрослые могут этому способствовать.

Виды психологической коррекции

В качестве профилактической работы по предотвращению суицидального поведения можно выделить следующие виды работы:

организация совместных действий семьи, школы, друзей по оказанию социальной поддержки;

обучение социальным навыкам преодоления стресса;

проведение социально-психологических тренингов;

индивидуальные и групповые занятия по повышению самооценки, развитию адекватного отношения к себе;

обучение навыкам практического применения активной стратегии решения проблем.

Детьми и подростки, находящиеся в пресуицидальном периоде, нуждаются в индивидуальном сопровождении.