Все дальше и дальше уходит в историю 26 апреля 1986 года – черный день Чернобыльской катастрофы. В тот день на четвертом энергоблоке атомной станции прогремел мощный взрыв, в результате которого произошел мощный радиоактивный выброс, распространившийся на часть территории СССР.
В атмосферу попало почти 200 т радиоактивных веществ. Около 160 тыс. кв. км оказалось в зоне поражения. Выброшенные из разрушенного реактора в атмосферу продукты деления ядерного топлива содержали радиоактивные газы, конденсированные аэрозоли и топливные частицы. Радиоактивные аэрозоли выпадали в основном с дождями на большой территории в границах Украины, Белоруссии и центральных областей европейской части России. В 1986 и 1987 годах в зоне отчуждения, где находились города Припять и Чернобыль, была проведена обязательная эвакуация населения. В результате чернобыльской трагедии пострадало более 2 млн. человек, десятки погибли от высоких доз радиации.
По Донбассу Чернобыль ударил особенно сильно. Тысячи наших земляков добровольцами поехали ликвидировать последствия аварии. Поехали не за деньгами, не за славой, понимая, что это опасно. Так велел долг. В ликвидации самой страшной техногенной катастрофы принимали участие и жители нашего района. Более 350 славяносербцев предотвратили трагедию ценою собственного здоровья, а многие и ценой жизни. С тех пор слово «Чернобыль» стало синонимом беспрецедентного мужества и героизма.
В преддверии 34-годовщины аварии на Чернобыльской АЭС публикуем воспоминания участников ликвидации аварии на ЧАЭС, жителей Славяносербского района, о страшной трагедии, которая оставила мрачный след в истории всего человечества.
Наталья Кузьмина в воспоминаниях о том роковом дне: «Авария случалась в ночь с 25 по 26 апреля 1986 года. Это было как гром! Я работала электросварщиком на ЧАЭС и утром, когда вышла на работу, я увидела, что станцию закрыли и никого не пускали. Все стояли без масок, без ничего. Охранник на вопрос, почему не пускаешь, ничего не ответил, но кивнул на трубу 4-го реактора, которую было хорошо видно. Мне стало не по себе. Я пошла назад в город, он был недалеко, к ребятам из Луганска, как и я. А мне на встречу ехала машина и мыла улицы, как сейчас моют при короновирусе, так и тогда было. Всех предупреждали, чтобы не выходили на улицы и сидели дома.
Еще сутки было видно, как пламя вырывалось с трубы 4-го ректора. Ночью пришла хозяйка, у которой я жила и сказала идти на ЖД. Нам говорили, что уезжаем на 3 дня, и потом вернемся. Ну вот, уже 34 года возвращаемся… В памяти врезались – как стояли на железнодорожной станции, было очень плохо, давали какие-то таблетки – говорили «йод», без конца ездили пожарные машины, вертолеты с песком и с неба что-то сыпалось как пыль».
«22 октября 1986 года в составе группы призывников я отправился в Чернобыль. Служили мы в ремонтной роте, в 25-й бригаде, ремонтировали машины, которые вывозили зараженный материал: землю, графит… Обивали кабины свинцом, - вспоминает ликвидатор Чернобыльской катастрофы Сергей Жалковский. - Я всегда радиацию чувствовал. Если был ночью выброс, сразу головная боль, першение в горле. Станция продолжала «дышать», продолжались выбросы, пусть не такие, как при взрыве. Она и сейчас дышит, только сейчас она закрыта, - говорит ликвидатор.
- Картина вокруг была мрачная. Все серое и черное. Своры брошенных собак, из-за которых ходить приходилось группами по несколько человек, чтобы в случае нападения отбиться можно было, и пустота. Только вороны в небе каркают, а на душе «кошки скребут»…
Морально находиться в зоне аварии было, конечно, непросто. Связи с домом практически не было. Напротив бани был переговорный пункт. Пока одни купались, другие могли позвонить домой. Но славяносербцам так никому дозвониться в район и не удалось, видимо, на линии была поломка. Письма писали. От родных писем не получали. Тяжело…»
«Трагедия земного шара - самое страшное, что может случиться в мирное время, - поделился участник ликвидации аварии на Чернобыльской аварии Александр Федоренко. – Народ не побоялся, откликнулся, не боясь ничего, чтобы устранить последствия трагедии. Наш народ показал, что всегда встанет, несмотря ни на что, на защиту своей Земли и родных».
Пройдут ещё годы и десятилетия, а черный день этой трагедии все равно будет волновать людей – и тех, кого он не обошел стороной, и тех, кто родится далеко от того места.
За эти годы выросло целое поколение. Но Чернобыль по-прежнему напоминает, и будет напоминать о себе. Катастрофа на ЧАЭС — это то, что мы никогда не имеем право забыть. И точно также мы никогда не забудем тех, кто укротил ядерный шторм и спас миллионы жизней. Наш долг – сохранить память о героях-чернобыльцах. Мы гордимся, что именно люди Донбасса одними из первых встали на ликвидацию аварии и спасли мир от ядерной беды.